18:04 / 14.02.2008 Мир

Мона Лиза – жена торговца шелками

Французская газета «Фигаро» сообщила, что личность Джоконды наконец-то установлена

Рукопись 1503-го года, обнаруженная в Хейдельберге, позволяет наконец- то развеять туман загадок и предположений, которыми была окутана одна из наиболее известных картин Леонардо да Винчи – портрет Моны Лизы, или Джоконды.

Через 500 с лишним лет личность женщины, изображенной на картине Леонардо да Винчи, установлена. В октябре 1503 г. Леонардо прекрасно и профессионально изобразил на холсте Лизу Марию Жерардини, родившуюся 15-го июня 1479-го года в Сквазе, во Флоренции.  24- летняя женщина на тот момент, когда ее запечатлел великий художник, была третьей женой продавца шелков Франциско дель Жиокондо, который был на 14 лет старше своей супруги.

Картина Леонардо, недолго была в руках создателя. По истинно загадочным причинам Леонардо отвез ее во Францию в 1516 г., где он ее продал Франсуа Иеру. Полотно находилось в Амбуезе, Фонтенбле и в Версале, перед тем как окончательно обосноваться в Лувре. Открыть тайну личности Моны Лизы помогла рукопись флорентийского чиновника Агостино Веспуччи, который в 1503г. (год создания Моны Лизы) написал исследование издания сочинений Цицерона.

В своей рукописи Веспуччи, помимо прочего, прокомментировал пассаж Цицерона, посвященный великому греческому художнику Апелю. Веспуччи  в своем исследовании сравнил Апеля со своим современником – Леонардо да Винчи, который в тот момент был занят работой над тремя полотнами, одним из которых и был портрет «Моны Лизы Джоконды». Само собой, что пунктуальный чиновник Веспуччи указал в рукописи истинное имя и историю Моны Лизы – которая была на самом деле Лизой Марией Жерардини. 

До обнаружения рукописи Агостино Веспуччи поколения историков предоставили целую кучу гипотез по поводу личности Джоконды. Некоторые верили, что это был автопортрет самого художника – Леонардо да Винчи. Другие не сомневаясь видели в портрете Моны Лизы старого товарища Леонардо – Жиана Жиокомо де Капротти, которого творец называл по-дружески «Сале». Сторонники этой гипотезы твердили, что «Мона Лиза» всего лишь портрет Сале.

Открытие Хейдельбергской рукописи чиновника Агостино Веспуччи уже упоминалось два года назад в одном из научных каталогов, но прошло совершенно незамеченным. И вот Вейт Проб, директор университетской библиотеки, готовился к публикации своего исторического очерка и, образно выражаясь, реанимировал открытие двухлетней давности, сделав его публичным.

Теперь, зная кто такая Мона Лиза, остается лишь объяснить ее загадочную улыбку. Немецкий писатель Курт Пошолски спрашивал себя по этому поводу: «Смеется она над нами или из-за нас, смеется ли она, не смотря на нас, или с нами, против нас или же, еще как-то?» Последнее слово еще не сказано…  

Маргарита Молчанова