11:37 / 19.01.2012 Наука и техника

Украинский рынок разработки видеоигр: потенциал огромен, но реализован слабо

Украинские программисты уже давно заставили с собой считаться мировых разработчиков компьютерных игр

Компьютерные игры так прочно вошли в нашу жизнь, что практически невозможно представить персональный компьютер или мобильный телефон, на котором нет ни одной игры.

Объем мирового рынка компьютерных игр, включая сопутствующее оборудование, составляет, по разным оценкам, около $74 млрд и постоянно продолжает расти. По данным исследовательско-консалтинговой компании Gartner, специализирующейся рынке информационных технологий, к 2015 году объем мирового рынка компьютерных игр возрастет до $112 млрд.

Стоит отметить, что большую часть средств пользователи тратят на сами игры – $44,7 млрд. Еще $17,7 млрд уходит на игровые платформы, а $11,8 млрд – на онлайн-развлечения. Эксперты также выделяют громадный рост доли игр для мобильных платформ. Сейчас она составляет 15%, через четыре года достигнет 20%.

В Украине рынок компьютерных игр развивается очень активно и остается очень перспективным.

Страна с большим потенциалом

На сегодняшний день Украина стала достаточно влиятельным игроком на мировом IT-рынке. По словам генерального директора IT-компании Global Logic Ukraine Романа Хмиля, в этом нет ничего удивительного.

«Этим мы обязаны ряду наработок со времен Советского Союза. Институт кибернетики в Украине появился еще в 1960 году, а система образования построена достаточно качественно. С другой стороны, в мире существует очень большое количество IT-заказов, IT-технологии развиваются очень активно, а хороших программистов не хватает, даже не смотря на то, что наши IT-специалисты едут работать в США и страны западной Европы. Поэтому сейчас появилась модель аутсорсинга, когда иностранные компании делают заказы в тех странах, которые в состоянии выполнить эти заказы. Среди них и Украина. На сегодняшний день Украина входит в десятку мировых игроков рынка IT-аутсорсинга», - рассказал эксперт.

Что же касается индустрии производства компьютерных игр, то нехватка подготовленных специалистов существует как на западе, так и в Украине. На большинстве официальных сайтов студий-разработчиков компьютерных игр размещены объявления о готовности сотрудничества и о поиске кандидатов на замещение вакансий. Тезис подтверждает и эксперт  рынка компьютерных игр, директор кадрового агентства «Igra-HR» Анна Загребная.

«Да, нехватка кадров наблюдается. ВУЗы «не знают» совершенно о существовании индустрии разработки игр и специалистов не готовят. Да и в принципе на дефицит Flash/ JavaScript/Python-программистов никак не реагируют. Достойные курсы по тому же Python-программированию есть разве что во Львове. Такая специальность как геймдизайн, в Украине отсутствует как явление. Художников для игровой индустрии тоже у нас не готовят – благо есть достаточно много художественных ВУЗов и некоторое количество курсов 3D», - отмечает эксперт.

По мнению гендиректора компании Itera Consulting Ukraine Игоря Мендзебровского, количество выпускников украинских ВУЗов не удовлетворяет требованиям современного IT-рынка, но базовое образование наших специалистов достаточно хорошее и выпускникам ВУЗов не хватает только некоторых элементов знаний.

«Уровень образования у нас достаточно высок. В Украине, количество людей с высшим образованием в два раза выше, чем в Западной Европе, где выпускников ВУЗов в два раза выше, чем в США. Но, несмотря на то, что наша система образования достаточно сбалансирована и две трети людей делают то, что нужно, выпускников ВУЗов необходимых специальностей не хватает. Такая ситуация сложилась в результате того, что даже студенты IT-специальностей получают не совсем востребованную специализацию. Например, большинство потенциальных программистов идут на экономическую кибернетику или информационные системы в делопроизводстве, что не очень востребовано. Рынку необходимы специалисты программной инженерии, прикладной математики и другие специальности. А так получается, что люди имеют IT-знания, но их структура – это не совсем то, что нужно», - отметил эксперт.

По словам Игоря Мендзебровского, несмотря на то, что каждые десять месяцев меняются компьютерные технологии, «основы компьютерной техники вообще не поменялись за последние 65 лет».

«Для работодателя важны базовые компьютерные знания, а хорошо подготовленного специалиста можно переподготовить за несколько месяцев», - подытожил эксперт.

Отметим, что доморощенные разработчики компьютерных игр уже давно активно привлекаются к работе над некоторыми компонентами игровых проектов западных производителей. Например, киевская студия Boston Animation, закрывшаяся в 2008 году, помимо разработок собственных проектов (M&M's: The Lost Formulas, Bumper Wars и другие), участвовала в разработке игр таких солидных компаний как Atari и Sony (Duel Masters для PS2 и Leisure Suit Larry 3D компании Atari, а также Star Wars Online для Sony Online).

Крупные студии, такие как киевская 4А Gamеs, также занимаются разработкой игр по заказу иностранных издателей. Например, американская компания THQ Inc. – выпустила, разработанные украинскими студиями, популярнейшие игры: «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» (GSC Game World) и «Metro 2033» (4А Gamеs).

По оценкам экспертов, Украина имеет огромный потенциал для развития IT-рынка вообще и  индустрии компьютерных игр в частности. Но для этого необходимы инвестиции, которые иностранные компании не спешат вкладывать в Украину по причине нестабильного размытого налогового законодательства и отсутствия стабильности.

Для развития IT-индустрии наши соседи, Россия и Беларусь, создают инвесторам и потенциальным заказчикам IT-услуг комфортные условия, меняя нормативно-правовую базу.

«Мы анализировали опыт России, Беларуси, Румынии, Чехии, как наших ближайших конкурентов, Индии и Китая, как глобальных игроков рынка IT-технологий. Во всех этих странах создано специальное законодательство для поддержки IT-индустрии. Но, для Украины главное - зафиксировать определенные законодательные условия на 10-15 лет, потому, что стабильность для инвестора важнее, чем низкие налоговые ставки», - отмечает гендиректор IT-компании Global Logic Ukraine Роман Хмиль.

Тенденцию вывода предприятий-разработчиков игр за границу подтверждает и эксперт  рынка компьютерных игр Анна Загребная.

«Если говорить о способе ведения бизнеса, то тенденция вывода предприятий в Беларусь существует. Принятая в gamedev модель работы с подрядчиками-частными предпринимателями, ввиду изменений в налоговом законодательстве для плательщиков единого налога, становится невыгодной или же компании, если она берет на себя бремя налогов при расчетах с подрядчиком, или же подрядчику. Тем более, что будущее этой части налогового законодательства сложно прогнозируемо. Во всяком случае, в отношении благоприятных изменений», - отмечает Анна Загребная. 

Бюджет игр: все ближе к блокбастерам

Производство современных серьезных видео игр для консолей, портативных игровых систем, а так же для персональных компьютеров предполагает наличие серьезных инвестиций в процесс разработки.

Стоит отметить, что украинские разработчики неохотно делятся информацией относительно стоимости разработки крупных игровых проектов. В частности в компании Best Way, сделавшей себе имя серией игр «В тылу врага», сослались на коммерческую тайну, но как рассказал «Багнету» источник в компании «4A Games», в зависимости от уровня проекта, диапазон инвестиций, необходимых для разработки игры, может составлять от $5 млн до $100 млн на западе. Отметим, что именно в $100 млн обошелся компании Rockstar Games по разработке видеоигр проект  Grand Theft Auto IV.  Но это того стоило, так как за первую неделю продаж было реализовано свыше 6 млн копий игры на общую сумму $500 млн, из них $310 млн — в первый день. За рекордный в медиа-индустрии результат по продажам в первый день и первую неделю GTA IV была включена в Книгу рекордов Гиннесса.

Несомненно, что в Украине цены на разработку компьютерных игр в разы ниже, чем в США или Западной Европе, что и привлекает иностранных издателей.

Студия, занимающаяся производством видеоигр, предполагает наличие у создателей большого круга навыков и широкого персонала поддержки. Именно поэтому, бюджеты современных видеоигр лишь немногим уступают голливудским блокбастерам.

Команда разработчиков крупного проекта включает в себя коллектив в количестве от 50 до 200 человек, куда входят сценаристы, разработчики графического контента и художники, игровые дизайнеры, инженера по звуковым эффектам и композиторы, тестеры, контролирующие качество, программисты, продюсеры и другие специальности.

Украинские студии, ориентируясь на западные рынки и часто выполняющие заказы иностранных издательств, выполняют основную массу работы, кроме озвучивания и захвата движений актеров. Как объяснили «Багнету» в «4A Games», это объясняется тем, что в Украине нет необходимых технологий, а также требованиями современного рынка. Так, звук для англоязычных версий игры «Metro 2033», компании «4A Games» записывался в США, а для французской и немецкой версий – в Германии.

Достижения доморощенных творцов виртуальной реальности

Украинские студии, играми собственной разработки уже давно успели наделать шуму не только на просторах бывшего СССР, но и в Европе. Чего только стоят, ставший легендарным хит от GSC Game World «Казаки: Европейские войны», которые, по разным оценкам, разошлись общим тиражом в 4 млн копий. Стоит отметить, что из проданных игр только около 1,5 млн были реализованы на территории бывшего СССР, а еще около 2,5 млн копий - в других странах. Если же учесть фактор пиратства, то можно предположить, что играли в «Казаков» еще на порядок больше людей. Отметим также, что реализовывались «Казаки» не только в США и Западной Европе, но и в Азии, в частности, в Китае.

Украинские разработчики создают игры для разнообразных типов игровых платформ.

Самые крупные студии специализируются на выпуске крупных игровых проектов для персональных компьютеров и игровых консолей. Среди самых известных игроков рынка: GSC Game World, Best Way, Action Forms, 4A Games, N-Game Studios, Meridian’93, Frogwares, Boolat Game Development Company, Dereza Production Studio, PershaStudia и другие.

В Украине также есть студии, которые специализируются на разработке небольших казуальных игр для разных игровых платформ (студии Absolutist, Arkadium). Необходимо отметить также игры и студии, занимающиеся разработкой игр для социальных сетей (команда Mystery).

Среди геймеров хорошо известны такие игры украинских авторов как, Vivisector (разработчик Action Forms), You are Empty (разработчики Mandel Art Plains и Digital Spray Studios), Collapse (разработчик Creoteam), Venom, Hover Ace, (все - GSC Game World) и другие. Такие же игры, как «Казаки: Европейские войны», «Завоевание Америки», «Александр» и S.T.A.L.K.E.R., киевской компании-разработчика GSC Game World, завоевали мировую известность.

География студий также довольно широка и не ограничивается лишь столицей. Так, например, компания Best Way, прославившаяся серией игр «В тылу врага» находится в Северодонецке. Студия N-Game Studios, разработчик популярных стратегий «Великие битвы: Курская Дуга» и «Великие битвы: Сталинград» – находится в Днепропетровске.

Компания Meridian’93, выпустившая игру «Волкодав: Последний из рода Серых Псов» по роману Марии Семеновой - дислоцируется в Луганске.

Но лидером, по количеству студий-разработчиков компьютерных игр, безусловно, является Киев. Здесь находятся штаб-квартиры таких компаний, как GSC Game World, Action Forms, 4A Games, Frogwares.

Отследить же количество компаний работающих на поприще производства компьютерных игр достаточно сложно. Это объясняется как особенностями украинского законодательства, которое не особо способствует появлению новых разработчиков, так и непостоянством участников IT-рынка. Это отмечает и эксперт  рынка компьютерных игр Анна Загребная.

«2012 год начался не лучшими налоговыми изменениями, поэтому говорить о количестве компаний именно сейчас не хотелось бы. Посмотрим, как разработчики отреагируют, кто останется на плаву, если даже такие крупные студии как Persha Studia «сбросили» профессиональных подрядчиков», - отмечает эксперт.

Заглядывая в будущее 

Рынок компьютерных игр продолжает расти и видоизменятся, и проверить компьютеры для игр достаточно сложно. В частности, ожидается увеличение количества онлайновых игр, что способствует решению вопроса с пиратством в игровой индустрии. В пользу развития онлайновых игровых проектов говорит и снижение стоимости трафика в сети Интернет.

По мнению ряда экспертов, в настоящий момент международный рынок компьютерных игр преимущественно исчерпал возможности для развития традиционными способами и продажи контента на физических носителях, таких как DVD.

В пользу развития онлайн индустрии говорит и исследование информагентства Hollywood Reporter, распространенным в сети порталом TG Daily. Согласно исследованию, расходы потребителей на все, что связано с компьютерными и видеоиграми в 2011 году, сократились на целых 8% и составили $17 млрд, что на  $1,6 млрд меньше, чем в 2010 году. Аналитики также отмечают снижение продаж игровых приставок и аксессуаров к ним. Кроме того, продукция, выпускаемая для фанатов игр, тоже оказалась менее востребованной, чем в 2010 году.

Переориентация отечественных разработчиков на производство онлайн проектов тоже является весьма вероятной. В частности, многопользовательские браузерные MMORPG (жанр онлайновых компьютерных ролевых игр, в которой большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире – «Багнет»).

«Если говорить о тенденциях игровых направлений, то по-прежнему будут разрабатываться он-лайн игры: казуальные и браузерные. Из браузерных игр – главным образом многопользовательские (MMORPG), из казуальных – однопользовательские Flash-игры. Направление игр под социальные платформы будет еще существовать и в 2012 году. Особых изменений по количеству компаний-разработчиков, занимающихся этими играми не предвидится – ни в сторону заметного уменьшения, ни в сторону заметного увеличения. Компании, разрабатывающие игры под мобильные платформы (под Android и iOS) хорошо освоили свою территорию, чувствуют себя в своей нише стабильно» - отмечает директор кадрового агентства «Igra-HR» Анна Загребная.

Ранее «Багнет» писал, что IT-рынок пугает законодательство, а не кризис.

Иван Добровольский