12:30 / 23.12.2010 Общество

«Год стабилизации ситуации» в Вооруженных силах Украины провален?

Минобороны весь год действовало не особо убедительно

Уходящий год, названный руководством Минобороны Годом стабилизации ситуации в Вооруженных силах Украины, похоже, стал «стабилизирующим» несколько односторонне.

То есть, пожалуй, единственным плюсом для военных, который принесло нынешнее военно-политическое руководство, можно назвать отсутствие различных экстримов «а-ля Юлия Тимошенко». Когда в бытность последней премьером (а Тимошенко продемонстрировала если не нелюбовь, то, по крайней мере, полное равнодушие к армейским проблемам) люди в погонах не знали, каких «сюрпризов» ожидать, изо дня в день. Например, могли выплатить только половину месячного денежного содержания под предлогом «нет денег», а остальную половину выдать только после мощного резонанса в СМИ.

Нынешнее руководство Минобороны вещает о полном взаимопонимании с премьером и правительством. И вправду, помощи последних хотя особо и не видно, но разногласий и споров – слава Богу, тоже.

В то же время, с мая 2010 года (т.е. через два месяца после назначения Михаила Ежеля министром обороны) в Вооруженных Силах усиленно муссировались слухи о близком снятии нового военного руководства. Слухи эти затем не прекращались – сначала сроком смены руководства называли июнь, потом – август, затем – сентябрь и октябрь, а теперь пророчат снятие Ежеля до конца года или, в крайнем случае, - начало 2011-го. При этом, действительно, мы слышали резкие высказывания Президента Украины о ситуации в армии и на флоте, но на фоне этой критики руководство Минобороны каким-то образом удерживалось в креслах (по одной из версий – ввиду отсутствия достойных кандидатов на замену, учитывая, что по ряду причин Александра Кузьмука «вернуть» министром в третий раз несколько проблематично). Как бы там ни было, стабильности эти слухи в войсках не придают, - ведь новая метла по-новому метет, и постоянное ожидание этой «новой метлы» армию нервирует.

Для того, чтобы оценить уровень «стабилизации ситуации» в армии, стоит вспомнить о документе от апреля 2010 года, - Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2010 год (она же, как указано в тексте документа – Антикризисная программа), в частности, таком ее разделе, как «Обороноспособность государства». Документ этот интересен тем, что в нем довольно четко определены основные проблемы Вооруженных Сил, и задекларированы пути их решения.  

Итак, основными в сфере обороноспособности Украины на весну 2010 года являлись следующие проблемы:

- Боеготовность Вооруженных Сил Украины не отвечает определенному Государственной программой развития Вооруженных Сил Украины на 2006 – 2011 гг. уровню.

- Не выдерживаются государственные социальные гарантии военнослужащим и членам их семей, недостаточной является укомплектованность Вооруженных Сил Украины, система материально-технического обеспечения не в полной мере обеспечивает жизнедеятельность и боевую подготовку войск (сил), также не отвечает современным требованиям состояние ВВТ (вооружения и военной техники).

- На протяжении последних лет обострились проблемы денежного обеспечения и обеспечения военнослужащих жильем. Существует необходимость реализации избыточного имущества и изъятия и утилизации избыточных боеприпасов, ракетного топлива и ВВТ.

При этом Минобороны предлагались заведомо нереальные пути решения этих проблем. Например, - на протяжении 2010 года реализовать Государственную программу развития Вооруженных Сил Украины на 2006 – 2011 годы. Тут стоит вспомнить, что согласно данных, например, Департамента военной политики и стратегического планирования Минобороны Украины, ограниченное финансирование Вооруженных Сил Украины началось задолго до кризиса 2008-го, более того, украинская армия и флот на протяжении всех лет своего существования (в т.ч. с 2005 г., когда была принята Госпрограмма развития ВСУ, и по сегодняшний день) редко когда получали тот объем ресурсов, которые были бы достаточными для их гармоничного развития. На этом фоне показатели финансирования ВСУ, в частности, в плане финансового обеспечения стратегических документов, которые определяют развитие ВС Украины (в т.ч. Госпрограммы развития ВСУ) выглядят следующим образом. Так, в период с 2006 по 2009 гг. оборонное ведомство недополучило около 11,5 млрд гривен, что составляет 15% от объема, предусмотренного Государственной программой развития Вооруженных Сил Украины на 2006 - 2011 годы. Результат очевиден – большинство запланированных программой мероприятий было просто сорвано.

Таким образом, выполнять на протяжении 2010 года мероприятия, определенные в Госпрограмме развития ВСУ, на нынешний год, не смог бы никто. Уже потому, что в этом документе все мероприятия взаимосвязаны, и четко определены сроки и объемы финансирования на каждом этапе – в этом году надо сделать то-то, денег будет выделено столько-то. Чтобы «подтянуть хвосты», накопившиеся с 2006 года, за один год невозможно даже при получении указанных дополнительных 11,5 млрд грн. (учтем, что выполнение Госпрограммы развития ВСУ упирается и в выполнение иных программ – например, Госпрограммы развития вооружений и военной техники, которая также все эти годы финансировалась символически, т.е. сумма для осуществления всех мероприятий в разы превышает 11,5 млрд). И уж тем более это невозможно было сделать с предложенным Минобороны бюджетом на 2010 год в размере 13 млрд грн. на ВСЕ сферы деятельности ВСУ.

Более того: Минобороны пошло совсем по другому пути. Так, в декабре этого года были обнародованы результаты оборонного обзора и предложены пути дальнейшего развития Вооруженных Сил – в документе под названием Стратегический оборонный бюллетень на период до 2025 года. Предусмотрено, что Стратегический бюллетень будет реализовываться в три этапа. В ходе первого этапа (2011-2015 гг.) будет стабилизирована ситуация в войсках, основные усилия будут направлены на сохранение возможностей для восстановления боеспособности армии и в условиях финансово-экономического кризиса. На втором этапе (2016-2020 гг) начнется непосредственно восстановление боеспособности Вооруженных Сил и начало их стабильного развития. В ходе третьего этапа (2021-2025 гг.) ВС Украины и другие военные формирования, по замыслу авторов, достигнут своих основных перспективных параметров, которые далее будут только поддерживаться.

Таким образом, Минобороны, которое составляло Стратегический бюллетень, само в этом документе признало: за 2010 год никак не удалось восстановить боеспособность армии. Это предусмотрено сделать только к 2020 (!) году. А ситуация в войсках будет стабилизироваться со следующего года и до 2015-го. Таким образом, к чему нынешний год был назван Годом стабилизации – абсолютно неясно.

Что касается такого больного для армии вопроса, как социальная защита, тут вообще полный провал. Денежное содержание военнослужащих, которое повысили в декабре на 23% (это повышение давно «съел» рост цен), остается явно мизерным, - его стыдно сравнивать не только с зарплатами в армиях НАТО, но даже с соседями – российскими или белорусскими военными. Вообще же по уровню денежного обеспечения военнослужащих Украина вместе с Молдовой занимают последнее место в СНГ.

Один из самых больных вопросов в армии – обеспечение жильем военнослужащих. Сегодня очередь на квартиры в ВСУ – 46 тыс. чел. Руководство Минобороны обещало в этом году какие-то прорывы в решении проблемы, но их не произошло. Сначала обещали за год сдать 2 700, потом, - 2 400, затем – 2 200, и, наконец, 2 000 квартир. В итоге, по данным «Багнета», до конца года армия получит немногим более 1 000. Причем за весь год НИ ОДИН дом не был построен – речь идет лишь о достройке объектов, строительство которых было начато в прежние годы.

Наиболее остро проблема стоит в Киеве. На 8 000 очередников в этом году не было сдано НИ ОДНОЙ квартиры. Для Вооруженных Сил это – провал. Здесь острота проблемы в следующем. Ввиду отсутствия жилья в столичный гарнизон запрещено переводить военнослужащих, не имеющих в Киеве жилья. При этом нарушается древний порядок, согласно которому в высших органах военного управления собираются опытные, профессионально подготовленные офицеры и генералы, прошедшие разные уровни командования в разных уголках страны, и в итоге достойные для назначения на руководящие должности в Генштабе. Но нет жилья – нет профессионалов. В Генштабе и Минобороны немало генеральских сынков (понятно, папы которых служат в Киеве), ни дня не служивших в войсках, но в итоге претендующих на важные военные должности. А опытных офицеров – все меньше и меньше. Ведь в Киев без жилья прорываются единицы.

На фоне этих казусов военных ко всему еще напугала пенсионная реформа, грозящая больно ударить по и без того незащищенных людям в погонах. Хотя правительство еще весной определило одной из армейских проблем «недостаточную укомплектованность Вооруженных Сил Украины», весь год народ из армии бежал табунами, как и бежит сегодня.

Основная же проблема – в том, что пенсионная реформа вкупе с нерешаемыми социальными проблемами военнослужащих напрочь убивают какую-либо мотивацию военной службы в Украине. Это означает одно: сюда не будут идти служить люди, которые хоть как-то могут устроиться на гражданке. А значит, в скором будущем наши Вооруженные Силы станут попросту богадельней, где найдут себе прибежище те граждане, которые в силу низких моральных и профессиональных качеств просто больше нигде не могут устроиться.

О какой тут стабилизации говорить?

Борис Такаев