Горячая вакансия – помощник судьи! Зарплата – $1000!
Реальная история, проливающая свет на то, как живут украинские служители Фемиды

Надя (по понятным причинам имя изменено) рассказала о некоем судье, работающем в одном из районных «дворцов правосудия» столицы, которому (ввиду чрезвычайной загруженности) срочно нужен помощник. Месячный оклад – $1000.
Вы, наверное, уже издали крик удивления? «И давно это в Украине даже не судьи – работники судов – получают такие деньги!?». Подождите, это еще не все. Государственному бюджету содержание помощника этого судьи не будет стоить ни копейки. Зарплату будет платить сам судья. Из собственного кармана, из скудных сэкономленных за долгие годы беспорочной службы средств, надо понимать.
А теперь давайте посчитаем вместе. Какую долю своего общего заработка вы готовы были бы отдавать человеку, который бы выполнял часть вашей основной работы (лично я бы вряд ли отдал больше 10%)? Прикинули? Доходы судьи киевского райсуда оценили?
Теперь, собственно, о служебных обязанностях помощника. За какие услуги человек в мантии такие деньги от сердца отрывает? И я еще раз попробую заставить вас разинуть рот от удивления. У судьи уже есть один помощник и секретарь. Но они не справляются.
А дело вот в чем. Секретарь занята протоколированием и расшифровкой стенограмм судебных заседаний. Нагрузка судьи – до 40 дел в месяц, так что этой девушке работы хватает. Первый помощник (точнее - помощница) занята составлением определений, решений и приговоров по так называемым «обычным» делам. Их работу оплачивает государство. А вот второй, «приватный» помощник нужен судье для дел, скажем так, не совсем обычных.
Технология простая. Если в ходе рассмотрения дела выясняется, что ни одна из сторон не пытается «заинтересовать» судью в вынесении определенного решения или приговора – то это «обычное» дело. К примеру, судят наркомана за ограбление, - денег у него нет, щедрых родственников тоже, никому он не нужен. Опытный судья заранее знает, какой приговор вынести. Районные суды предпочитают в таких делах выносить как можно более суровые приговоры – если что апелляционные инстанции «скостят срок», и проще дать на пару лет больше, чем вынести, как потом может оказаться, незаслуженно мягкий приговор. Поэтому, соблюдя на скорую руку все формальности в зале, судья дает своему официальному помощнику установку, например: «Даем пять лет».
Официальный помощник готовит все документы и, собственно, пишет сам текст приговора, основывая решения на соответствующих статьях УК, - подводит юридическую базу.
А вот Наде придется делать практически тоже самое (подводить юридическую базу под заранее вынесенное решение), - но в отношении тех дел, в которых присутствует пресловутый материальный интерес. Работа – более чем деликатная. Именно поэтому судья и готов из личных сбережений столь щедро ее оплачивать. Самому служителю Фемиды заниматься черной работой некогда – он, в данном случае, ищет источники доходов, непосредственно «работает с клиентами», ну и, конечно, облачаясь в мантию, отбывает номер в зале суда. Что он там делает – непонятно. Ведь практически все решения принимаются в другом месте, - а судью в зале вполне мог бы заменить еще один помощник, для соблюдения формальностей этого вполне хватит.
Выслушав Надин рассказ, я подумал: может и судебную реформу в Украине нужно проводить, основываясь на таких жизненных реалиях, а не слепо копировать чуждые нам западные образцы? Смотрите, как было бы здорово:
- перевести всех технических работников судов (от конвоя до уборщиц) на содержание за счет самих судей. Глядишь, и для бюджета экономия, и качество работы вырастет – за такие-то деньги не грех и постараться, так приговоры и постановления выписать, чтобы комар носа не подточил.
- избавить судью от обременительных формальных обязанностей, введя должность помощника по проведению судебных заседаний. Толку парится в мантии в душно зале – если это время можно потратить для нарабатывания клиентской базы, убедительных бесед с подсудимыми и их представителями, всеми заинтересованными сторонами.
- ввести новую строчку пополнения доходов бюджета – сбор за право отправлять правосудие. Думаю, брать в пользу государства по $1000 с каждого судьи - будет вполне справедливо и для них самих – необременительно.
Александр Иванов