09:57 / 05.10.2021 Общество

Они возвращаются: сколько стоит таможенной службе возвращение люстрированных чиновников (II часть)

Закон о люстрации, который ЕСПЧ признал в 2019 году незаконным, слишком дорого обходится украинским налогоплательщикам.

На минувшей неделе Генеральный прокурор Ирина Венедиктова пожаловалась, что прокуроры, уволенные в пределах люстрации и реформы прокуратуры, возобновляются на должностях через суд и получают большие компенсации.

Как уже сообщал BAGNET, одним таким "возвращенцем" пытается стать бывший первый заместитель директора Департамента налоговых и таможенных экспертиз ДГФС Сергей Ярмольский. Он уже отсудил себе более 700 000 гривен компенсации и пытается отсудить еще 500 000 - за моральный вред, причиненный его увольнением.

Иск, учиненный Ярмольским против Государственной таможенной службы, в настоящее время рассматривается по месту жительства истца - в Волынском окружном административном суде. Сам по себе казус Ярмольского достаточно характерный, чтобы служить обобщенным портретом рядового люстрированного чиновника: многолетняя карьера в ведомстве, немалое состояние (несмотря на скромную официальную зарплату), увольнение, согласно Закону «Об очистке власти», с запретом занимать соответствующие должности в течение 10 лет - и триумфальное восстановление через суд с взысканием щедрой компенсации с ведомства-работодателя.

На момент, когда в 2016 году Сергея Ярмольского люстрировали, он работал в таможенной системе уже двадцать четыре года - сначала на таможенном посту «Ягодин», затем первым заместителем начальника Волынской таможни, а дальше, последовательно, начальником Черниговской, Ужгородской, Львовской и Ровенской таможен. Если проследить хронологию роста состояний в официально опубликованных декларациях, можно увидеть, что почти каждый карьерный этап вносил свою лепту в рост благосостояния чиновника.

Так, за три года работы заместителем начальника грузопассажирского отдела «Ягодин» на Ягодинской таможне Ярмольский стал владельцем земельного участка 1956 кв. м и жилого дома 226,8 кв. м в селе Колодяжное (Ковельский район). Еще один земельный участок - на этот раз в Ковеле - был записан на имя его жены, Валентины Ярмольской.

Следующая должность - начальника таможенного поста «Ягодин» - в 2002-2003 годах принесла семье Ярмольских квартиру в Ковеле площадью 44,9 кв., два земельных участка в селе Свитязь на Шацких озерах (840 кв. м и 338 кв. м) и новенький Volkswagen Golf 2002 года. Работа на Черниговской таможне в 2005-2008 годах - жилой дом в том же Свитязе (114,9 кв м) и еще один земельный участок в том же селе (397 кв. м).

Не менее счастливыми оказались для семьи Ярмольских девять месяцев 2010 года, которые он проработал начальником Ровненской таможни. За этот короткий период жена Сергея Ярмольского, Валентина, успела стать владелицей дома в Ковеле (418 кв. м.), квартиры в Киеве (141,6 кв. м.) и автомобиля Lexus RX 350 2010 года выпуска.

При этом, судя по официальным данным, даже на пике карьеры - в должности первого заместителя директора Специализированной лаборатории по вопросам экспертизы и исследований Министерства доходов и сборов, откуда он был уволен в январе 2016 года, - месячная зарплата Ярмольского не превышала 16 000 гривен. Его жена, которая работает в Ковеле в отделении страховой компании «ОРАНТА», зарабатывает еще меньше: так, согласно декларациям ее мужа, за 2016 она получила на месте работы только 31 038 гривен, а в 2020 году - 58 171 гривен (в среднем 4847 гривен в месяц). Тем не менее, на данный момент супруги являются владельцами трех жилых домов и пяти земельных участков на Волыни, одной квартиры в Киеве, автомобиля Lexus, а также 906 300 гривен и 25 175 долларов на банковских счетах и ​​наличными.

Впрочем, роковое несовпадение доходов и расходов - не единственная загадка деклараций люстрированного чиновника. Так, один из земельных участков площадью 397 кв. м., приобретенный в 2008 году на первой линии побережья озера Свитязь - известной туристической зоны, в декларациях Ярмольского указан как такой, который на 100% принадлежит его жене Валентине. Однако в декларации его бывшей коллеги, госинспектора Волынской таможни Алины Кривошей указано, что этот же участок находится в общей собственности: 51% принадлежит Валентине Ярмольский, а 49% - самой Кривошей.

Судя по кадастру, на этом участке по улице Луговой расположен коттеджный отель «Алина», следов которого, однако, в одной из упоминавшихся деклараций нет. Кстати, официальные доходы Алины Кривошей не намного больше, чем у ее компаньонки Валентины: согласно декларации Кривошей, ее зарплата за последние шесть лет не превышала в среднем 16 500 гривен в месяц. Тем не менее, с 2015 года Алина Кривошей стала обладательницей еще трех земельных участков общей площадью 16 100 кв. м, расположенных в Любомльском районе.

Однако вернемся к Сергею Ярмольскому. Формально восстановившись в 2020 году по решению суда на должность первого заместителя директора Департамента налоговых и таможенных экспертиз ГФС (юридического преемника его бывшего работодателя), Ярмольский честно внес в свою декларацию за соответствующий год 760 860 гривен - именно столько стоила госбюджету уплаченная ему компенсация. Однако на рабочем месте он фактически не появлялся, официально находясь то в отпуске, то на больничном. В результате в июле этого года Ярмольский был уволен - что вызвало у него новый приступ судебной лихорадки, так что теперь бывший люстрированный чиновник судится за право вновь вернуться к работе. В 2021 году ему удалось оформить себе инвалидность, причем сразу II группу: и если суд снова восстановит его в должности, уволить его во второй раз будет очень трудно, даже если он, как и раньше, вообще не появлялся на рабочем месте.

Поскольку судебное дело рассматривается по месту жительства истца - в Волынском окружном административном суде, у Ярмольского, вероятно, достаточно много шансов его выиграть: связи в юридических кругах «малой родины» у бывшего начальника местной таможни большие. Впрочем, по неофициальной информации, после потенциального восстановления в должности чиновник собирается просить перевода как раз в Волынскую таможню - очевидно, помня, что работа в регионах своего времени оказалась для него гораздо прибыльнее, чем карьера в Киеве (что и подтверждает хронология роста приобретений в декларации).

А пока суд на Волыни рассматривает дело, скромный чиновник путешествует между Калифорнией и Невадой (США)На странице в Facebook бывшего начальника Ярмольского, экс-заместителя министра доходов и сборов Виталия Науменко можно увидеть фотографии и видео, на который Ярмольский вместе с Науменко едет из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас. «В рулетку не советую. Разве что в покер», - рекомендуют путешественникам комментирующие. Однако Ярмольскому, скорее всего, нечего волноваться: свой большой куш на родине он уже сорвал. А благодаря судебной системе, вполне возможно, сорвет еще.

Напомним, ранее в Офисе генпрокурора назвали цену люстрации для государства.

Закон о люстрации
Напомним, закон о люстрации вступил в силу в октябре 2014 года. В 2015 году народные депутаты обратились в Конституционный суд с просьбой проверить закон на соответствие Конституции. По состоянию на апрель 2019 года в Украине люстрировали 922 чиновника.

Как сообщалось, 17 октября 2019 года было оглашено решение ЕСПЧ по делу "Полях и другие против Украины" (заявления № 58812/15, 53217/16, 59099/16, 23231/18 и 47749/18). Оно касалось увольнения пяти государственных служащих согласно Закону Украины "Об очищении власти" (люстрации) 2014 года". 

Суд в данном деле установил нарушение статьи 6 § 1 (право на справедливый суд) Европейской конвенции по правам человека в связи со слишком длительным рассмотрением дел заявителей на национальном уровне и нарушение статьи 8 (право на уважение частной жизни) конвенции. 

Суд также решил, что закон об очищении власти применяется к очень широкому кругу лиц и привел к увольнению заявителей лишь на том основании, что они занимали должности на государственной службе в течение более чем года во времена президентства Януковича, или занимали должности в Коммунистической партии до 1991 года. 

Следовательно, по мнению ЕСПЧ, указанный закон не учитывал личную роль заявителей, а также на то, были ли они лично связаны с любой недемократической деятельностью, имевшей место в период правления бывшего президента. 

Европейский суд по правам человека 24 февраля 2020 года решил не рассматривать апелляционную жалобу Украины по делу относительно закона об очищении власти (люстрации). Поэтому решение ЕСПЧ по этому делу от 17 октября 2019 года окончательно вступило в силу. 

Фото: Укринформ