Аластэр Кэмпбелл почти десять лет был правой рукой премьер-министра, занимая кресло директора по связям с общественностью. За это время он узнал столько всего, что просто оторопь берет. И написал об этом. Книга стала супербестселлером еще до выхода в свет. Английские газеты, сражаясь друг с другом, предлагали издательству фантастические деньги за короткие выдержки из нее. Вот о чем, в частности, написал Кэмпбелл.
О Ельцине, Путине и Клинтоне
«Борис Ельцин был трезвым лишь при первой встрече с Блэром, - пишет автор. - Тогда он заявил, что Британия находится в надежных руках Тони, а я заметил, что на его руке нет пальца. Во всех других случаях он явно до переговоров принимал на грудь. А однажды позвонил, и Тони потом признался, что совершенно не представляет, что пытался сказать Ельцин».
Рассказывая об «особенно накаленном» обеде в Москве с Владимиром Путиным, Кэмпбелл пишет: «Они обменивались жесткими высказываниями. Это было во время войны в Ираке. Путин считал, что Британия постоянно и в самых разных вопросах занимает проамериканскую позицию».
Более подробно Кэмпбелл живописует общение Блэра с американскими президентами. Тони был поражен спокойствием Буша, когда позвонил ему сразу после атаки террористов 11 сентября 2001 года. Премьер решил лететь в Нью-Йорк, хотя не сомневался, что его начнут называть «пуделем Буша».
А Клинтон порой бывал очень резок. «Билл в ярости позвонил Тони, решив, что британское правительство против его плана начала войны в Косово в 1999 году. Блэр пытался отшутиться, однако Билл продолжал кричать в трубку: «Ты за это заплатишь!»
Между тем Тони поддерживал «друга Билла» в самый трудный для того момент - во время истории с Моникой Левински. «Он говорил, что любой лидер может зайти несколько далеко, и Билл себе это позволил. Однажды в разгар скандала Тони и Клинтон беседовали по телефону, Билл долго рассуждал об Ирландии, России и лишь в конце заметил: «Как же вокруг зациклились на этом инциденте».
Диана любила интриги
Больше всего шума вызвали откровения автора о принцессе Диане. Никто не предполагал, что у нее с Блэром были не только близкие, но и «подпольные» отношения. Они стали встречаться тайно еще до того, как Тони возглавил кабинет министров.
«Тони и Диана чрезвычайно заботились о том, чтобы информация об их свиданиях никуда не просочилась, - говорится в книге. - Был бы грандиозный скандал, если бы королева узнала о том, что принцесса видится с лидером оппозиции!»
Кэмпбелл рассказывает о свиданиях со знанием дела, поскольку сам иногда участвовал в них. Принцесса непременно приходила одна, а Блэр несколько раз брал с собой супругу Черри. «По моему мнению, она была частью новой Британии и думала, что Тони будет поддерживать ее деятельность в борьбе со СПИДом и детской нищетой, - пишет автор. - Мы долго говорили о том, какой она видит свою миссию...»
Однако Диана погибла, и всю ночь 31 августа 1997 года Блэр и Кэмпбелл провели вместе.
«Я никогда не видел его в таком состоянии, - вспоминает автор. - Он с трудом подбирал слова, делал длинные паузы, все время тяжело вздыхал. А услышав, что принцесса скончалась, несколько раз повторил: «Я не могу в это поверить. Не могу...»
Добраться до героя дня – автора монографии сейчас чрезвычайно трудно - очень уж он востребован. Тем не менее мне удалось услышать его точку зрения.
«Многие говорят, что вы обязаны были оставить дневники в своем письменном столе».
«Я считаю, что если целых десять лет я работал с премьер-министром, то должен сказать людям: забудьте о всякой чуши, которую вы слышали о нем, и прочтите мою книгу».
«Вы показывали рукопись Блэру»?
«Показывал. Тони особенно беспокоило то, что я написал о его коллегах на международной арене».
«И описали весьма откровенно...».
«Что ж, мне за это потрясающе заплатили».