Евросоюз отказался вводить санкции против России
Призывы официального Тбилиси ввести санкции против России ЕС услышал, но ограничился лишь обсуждением вопросов о помощи Грузии

Мировое сообщество с интересом ожидало, как отреагируют лидеры Европейского союза, собравшиеся сегодня в Брюсселе, для обсуждения кризиса на Кавказе и определения своих дальнейших отношений с Россией.
Однако интриги не получилось. Не смотря на требования официального Тбилиси ввести санкции против России, и заявления США о необходимости «дать отпор российской агрессии», в Брюсселе, под благовидным предлогом, отказались сегодня обсуждать вопрос о санкциях. Оказалось – его рассмотрение не планировалось повесткой дня заседания. Более того, еврочиновники, комментируя ситуацию, пытаются не употреблять само слово «санкции».
По словам Верховного комиссара ЕС по вопросам внешней политики Хавьера Соланы, на заседание вынесено обсуждение трех основных вопросов. В частности об экономической помощи Грузии, возможном увеличении количества европейских наблюдателей в зоне конфликта, а также региональная инициатива Турции, Азербайджана и Армении по установлению мира на Кавказе.
Для большинства политических обозревателей это не стало неожиданностью. В последние дни, особенно после интервью премьер-министра РФ Владимира Путина, в старой доброй Европе все больше раздаются голоса, что применение санкций, особенно экономических, может бумерангом ударить по экономике многих стран-членов ЕС.
Таким образом, предположение многих зарубежных СМИ, о том, что не только сегодняшний саммит, но и дальнейшие действия Евросоюза, ограничатся лишь оказанием гуманитарной помощи Грузии. При этом, фактически давая понять, что санкции применяться не будут, некоторые европейские политики, для поддержания своего имиджа, продолжают применять так называемую жесткую риторику, осуждая позицию России на Кавказе.
К примеру, даже такой «заклятый друг» Кремля, как премьер-министр Великобритании Гордон Браун, в своей статье опубликованной вчера The Observer, якобы осуждая позицию России, старательно уходит от употребления термина «санкции» и ограничивается рядом предложений по урегулированию ситуации.
В частности Браун расплывчато предлагает «как-то стабилизировать ситуацию в Грузии и объяснить России, что ее бескомпромиссный подход опасен и неприемлем». Стабилизация ситуации в Грузии, по мнению Брауна, должна заключаться в первую очередь «облегчением страданий 100 тыс. грузинских граждан, которые остались без крыши над головой».
Также, похоже, что и США пока еще не определились в своей окончательной позиции по отношению к России. К примеру, главный представитель Госдепартамента США по европейским вопросам Дэн Фрид в своем интервью The Financial Times (FT), заявил, что США не станут торопиться «с применение мер против Москвы в теперешней изменчивой ситуации».
Правда, в Белом доме говорят, что меры против РФ могут последовать лишь после консультаций Вашингтона со своими европейскими союзниками, при этом не исключают, что США придется сотрудничать с официальным Кремлем, особенно в вопросе иранской ядерной программы.
Кроме того, глава внешнеполитического ведомства в Великобритании Дэвид Милибэнд, в своей статье FT, вышедшей сегодня, подчеркивает, что «изоляция России неосуществима», поскольку она (изоляция) может принести ущерб интересам мирового сообщества в вопросах борьбы с распространением ядерного оружия, сдерживания климатических изменений и стабилизации обстановки в Афганистане.
По мнению Милибэнда, «экономическая интеграция России – лучший способ дисциплинировать ее на политической арене».
«Мы должны занять позицию сотрудничества, совмещенного с твердостью. Это означает, что мы должны укреплять наших союзников, изменить баланс в энергетических взаимоотношениях с Россией, защищать права международных институтов и возобновить усилия по урегулированию «неразрешенных конфликтов», - подчеркивается в статье.
Кроме того, применение санкций против Росиии традиционно не поддерживают Франция, Германия, Италия, Испания и Чехия.
К примеру, французский министр по делам Евросоюза Жан-Пьер Жуйе вчера заявил, что «не должно быть и речи о том, чтобы наказывать Москву за признание независимости Абхазии и Южной Осетии».
С его мнением солидарен и министр иностранных дел Италии Франко Фраттини. По его словам, «если существуют страны, которые полагают, что с Россией можно разорвать отношения, они должны объяснить нам, как мы будем вести переговоры, например, по иранскому досье».
«Необходимо требовать соблюдения правил, но должно быть ясно, что Москва - стратегический партнер, а не враждебная нам страна», - подчеркнул Фраттини.
Таким образом, 27 стран-участниц Евросоюза, отклонив вариант применения санкций против России, продемонстрировали, что в сегодняшнем глобализированном мире, долгосрочные экономические отношения более важны, чем краткосрочные политические выгоды.