15:15 / 23.12.2009 Политика

Украина, которую мы потеряли

Эпитафия стране, которая могла быть великой

31 декабря 2009 года, когда оливье и шампанское будут готовы к употреблению, большинство жителей Украины на пять минут отвлекутся от праздничных хлопот и обратят свои взоры к телевизорам. Чтобы услышать слова, которые в последний раз в своей политической карьере произнесет третий президент страны Виктор Андреевич Ющенко. Не важно, что он будет говорить, кого хвалить, чего желать и кого обвинять. Просто будет отдана дать многолетней традиции. После чего прозвучит украинский гимн, покажут часы с секундной стрелкой – и гуляния продолжатся. Числа этак до 10-го. Так произойдет почти с каждым из взрослого населения 4?-миллионного населения страны… Потом, когда телевизор надоест до тошноты и когда на спиртное уже смотреть не захочется, мы снова поневоле начнем себе задавать самый страшный вопрос: а что дальше?

Так исторически сложилось, что относительно недавно наша страна стала формально независимой. Пережила период первичного накопления капитала, рэкета и бандитских разборок, талонов и купонов, обнищания и ожидания. А еще в нашей стране была «оранжевая революция» - то самое событие, с которым больше половины населения Украины связывали какие-то надежды. Часть из нас даже верила: вот пройдет год-другой, и все начнет изменяться в лучшую сторону. Постепенно надежды угасали, разрушались, уходили далеко в подсознание, чтобы потом окончательно разрушиться. Знаете, чем будет отличаться встреча нового 2010 года от встречи 2001 или 2005? Тем, что у нас не останется ни капли надежды. Вместо нее будет полно сарказма, неверия и даже отчаянья. Понимания, что ничего нельзя изменить.

После полного надежд нового 2005 года сначала все было даже забавно. Жители Украины с удовольствием наблюдали за невиданным ранее зрелищем – как ругаются между собой избранники народные, как обвиняют друг друга во всех грехах смертных, как даже кулаки в ход пускают. Самыми рейтинговыми телепередачами стали не фильмы-оскароносцы, не передачи о непознанном и даже концерты лучших звезд СНГ. Первенство взяли политические ток-шоу. Их появлялось все больше, а политики становились все откровеннее и все развязнее. Мы смеялись, мы стали обманываться, что начинаем разбираться в политике… но чем больше смеялись вечером, тем грустнее становилось по утрам. Идешь на работу, замечаешь бабку-пенсионерку у мусорного бака – и забывается вчерашнее шоу, и стираются из памяти сытые лица политиков, а в душе воцаряется боль. После работы заходишь в магазин – а там цены на протухшее мясо опять поднялись. И так – каждый день. Надежда стала умирать.

Сначала мы начали понимать, что большинство политиков врет. Потом – осознавать, что 99% из тех, кто при власти, практически одинаковы. После чего, словно вспышки новогодних петард, стала проявляться мысль: а как вообще могут такие люди руководить страной? У многих ведь нет ни образования, ни опыта, ни чести, ни даже желания сделать что-то лучше. И наша надежда, что когда-нибудь мы доживем до того времени, когда будет гордиться тем, что живем в Украине, была отправлена в реанимацию.

Политики этого не заметили. Им понравилось проявлять себя на ток-шоу, и это превратилось для них в любимое публичное занятие.

Теперь народный депутат А. звонил утром народному депутату Б. и говорил: «А ты видел меня вчера там-то?». На что политик Б. ехидно отвечал: «Ну, видел, и что с того? Ты бы лучше посмотрел, как я поставил на место Е. на передаче «Где-то»!». Однако самое интересное ток-шоу было не по телевизору и даже не в парламенте. У него не было названия, но это была «битва титанов».  Не на жизнь, а на смерть сражались между собой «лидеры оранжевой революции», а потом господа – Ющенко и Тимошенко. Ежедневные письма, обвинения, молчания, сборы журналистов, обещания разобраться с помощью прокуратуры, периодические рейдерские захваты министерств и ведомств… все это превратилось в нечто будничное, словно утренний кофе. Даже старушка Европа (спокойная, толерантная, терпимая), и та не выдержала и почти каждую неделю начала спрашивать: «Что ж вы делаете? Когда же вы разберетесь со своими властными полномочиями?». Но дуэлянты этого не слышали. Был запах крови, и он пробуждал у них самые низменные инстинкты. Какие люди, какая Украина? Тут на кону было поставлено все: жизнь или власть!

Но время все шло. Неожиданно ударил кризис. Изрядно потрепанные дуэлянты, заскучавшие депутаты и местные князьки вдруг поняли, что ничего в этом мире не вечно, что пора на работу – к избирателям. Какие сладкие речи услышали жители Украины! У некоторых даже что-то проснулось в душе: а вдруг у них пробудилась совесть, показалось кое-кому из электората.

Потом, правда, все это снова уснуло, ушло в небытие. Особенно после того, как началась предвыборная кампания кандидатов в президенты. Сначала все было относительно тихо-мирно. Воодушевленные успешным опытом Барака Обамы, часть кандидатов стала активными интернет-пользователями. Сказать было нечего, поэтому «юзеры» им не поверили. Пришлось возвращаться на бигборды и в ток-шоу. И тут снова сработал их гнусный политический инстинкт – вместо диспута обливать друг друга грязью.

Ангел, охраняющий Украину, посмотрел на все это – и зарыдал, написал заявление об увольнении. Ангелов можно понять. В стране, которая называет себя европейской, демократической, независимой, вдруг повылазили педофилы, неизвестно чем отравленные, экстрасенсы в белом, множество раз судимые… Словно в последней ночи гоголевского шедевра «Вий». Но в отличие от Гоголя, никто им веки не откроет.

А избиратели, к которым собирались обратиться взором кандидаты, были забыты. Они похоронили свою надежду, потому что в реанимации, где она находилась, неожиданно отключили электричество. Перед Новым годом они соберут остатки своих сил, накроют, как смогут, стол, чтобы помянуть все свои ожидания. Им остается надеяться только на самих себя. Выборы 17 января будут для них – как 40 дней, а результаты… результаты уже не будут иметь никакого значения. Потому что в душе останется пустота. И появится табличка «Украина, которую мы потеряли»:

Сразу после «оранжевой революции» Украина могла стать членом Европейского Союза. Но не стала из-за внутренних политических «воен».

Украина могла преодолеть систему коррупции при наличии воли и смелости у президента, премьера и депутатов Верховной Рады. Необходимых качеств у них не оказалось.

Украина могла стать серьезным игроком на европейской арене. Не стала, потому что держатели власти увлеклись своим, только им понятным, играми, «войнами» и компроматом.

Украина могла более спокойно войти в период экономического кризиса – при условии создания профессиональной аналитической системы предупреждения рисков и адекватного реагирования на предупреждения такой системы со стороны представителей власти. Не случилось, потому что внутренние войны породили неадекватность политиков.

Украина могла в течение 4-5 лет провести серьезные экономические реформы и стать достаточно развитым государством с надежной системой социальных гарантий. Перманентные конфликты и выборы не позволили этому случиться.

Украина могла стать независимой от энергетических ресурсов – в случае грамотной международной политики и создания предпосылок для внедрения энергосберегающих технологий. Не стала, потому что большинство представителей власти думали в это время о другом: как получить больше власти.

Украина могла стать уважаемой страной – как со стороны других государств, так и со стороны ее жителей. Не получилось по всем выше обозначенным причинам.

Что будет дальше? Если верить в теорию переселения душ, то наша надежда может возродиться. Рано или поздно. Но ангел уволился, а политики никуда уходить пока не собираются…

Александр Воронов


ТЭГИ: