13:00 / 07.04.2015 Шоу-биз

Евроклассика по-украински, или Шекспир в зоне АТО

Если и говорить о движении Украины в Европу, то это должно происходить, прежде всего, на уровне культурных смыслов, на уровне интеграции новых украинских символов в европейский общекультурный контекст.

Стране, которая воюет, обычно не до культуры. Однако настоящей культуре всегда есть дело до страны, как бы больна она не была. Это с успехом доказал в своей новой работе «Как избежать семейного конфликта», киевский режиссер  Йосеф Блудофф.

Йосеф – выпускник кафедры кино и теле режиссуры (КНУКиИ).  Десятиминутный фильм о «семье Украина», в которой бушуют нешуточные шекспировские страсти, является дипломной работой режиссера, который уже не  в первый раз пытается рассказать на языке кинематографа о судьбе своей стране. «Для меня Шекспир – главный «евроинтегратор», а его «Ромео и Джульетта» может быть аллегорически прочитана как современная украинская история», - утверждает режиссер. Блудофф считает, что если и говорить о движении Украины в Европу, то это  должно происходить, прежде всего, на уровне культурных смыслов, на уровне интеграции новых украинских символов в европейский общекультурный контекст.

Тема, выбранная  Йосефом (Андреем) Блудовым чрезвычайно актуальна для Украины. Фильм исследует, как сознание человека переживает реальность Конфликта (именно так, с большой буквы). Настоящий Конфликт всегда многоуровневый, это хорошо понимал Шекспир. Поэтому цитатность, отсыл к шекспировской пьесе «Ромео и Джульетта» у автора фильма абсолютно оправдан. Как и у Шекспира, в фильме дан Конфликт в совокупности всех его ипостасей: семейный, мировоззренческий, творческий, исторический, поколенческий, любовный. Именно таким видит автор работы вооруженное противостояние между Востоком и Западом Украины, где клише «шекспировские страсти» как максимально возможный градус напряжения обретает неожиданно новое, актуальное звучание. При этом универсальность образа Конфликта подчеркивается нарочитой размытостью сюжетной линии. Ничего, намеренно, не называется конкретно – ни шекспировская трагедия, ни война на Донбассе, но мы угадываем на эмоционально-смысловом уровне, о чем на самом деле идет речь. Иными словами, зритель должен дополнить художественную матрицу Конфликта еще и собственным пониманием. У войны и вражды, так же как и у любви и красоты, нет возраста, нет национальности… Этот бродячий сюжет «о любви и ненависти» из века в век, из эпохи в эпоху, из поколения в поколения мы переносим в наших генах. И дети обречены, расти между этих двух полюсов, впитывая в себя оба начала. Поэтому, конкретно-историческое звучание (война в Украине) затушёвано в фильме, а конкретно-художественное (шекспировский текст) угадывается более стилистически, чем сюжетно. Психологически это тем более достоверно, потому что нормальному человеку, сталкивающемуся с абсурдом Войны, очень трудно поверить в страшную реальность происходящего. Отсюда подчеркнутая театральность, текстоподобность рассказанной в фильме Истории, которая вместе с тем как бы ненастоящий «театр» и ненастоящий «текст». Прием «камера в камере» призван подчеркнуть этот посыл.

У автора получился, скорее, фильм-эмоция, чем фильм-повествование. И с этим связаны как его достоинства, так и недостатки. Видеоряд в некоторых местах настолько самодостаточен, что отвлекает от смысла текста и даже не совпадает с ним. Литературная «неправильность» и несовершенство текста, оставляет открытым вопрос: что это, намеренный прием (история войны на Донбассе как искаженный шекспировский «вечный сюжет), или нехватка литературного мастерства? А еще, это как-то, где-то отдаленно напоминает КВН?   И пусть не взыщет Александр Васильевич, но в данном контексте хотелось бы сказать Кино Весьма Находчивое. Впрочем, для позитивного эмоционального послевкусия, которое, несомненно, остается после просмотра фильма, ответ на все эти вопрос вряд ли имеет принципиальное значение.

Сам автор уверен, что идея рассказывать об Украине языком европейской классики весьма продуктивна. Поэтому он не собирается останавливаться на достигнутом, и вслед за Шекспиром уже присматривается к Мольеру. А пока в ожидании новых работ режиссера, предлагаю  посмотреть его фильм «Как избежать семейного конфликта», который, уверен, не оставит вас равнодушным.

Владислав Трофимов, кинокритик, для Багнета