10:51 / 20.11.2014 Расследования

Ирина Гетман: «Утки» в сфере нашей деятельности летают стаями"

Здесь как раз та ситуация, когда «чужие деньги считать легко».

Интервью с директором ООО "Авика" Ириной Гетман

- Ирина Ивановна, в электронных СМИ Ваша компания периодически упоминается в негативном ключе, например, расторжение договора с Министерством обороны в связи с якобы некачественными услугами в 2008 году, срыв питания детей-чернобыльцев в Волынской и Ровенской областях в 2011 годах из-за отсутствия у компании персонала и оборудования, разговоры о сверхприбылях на закупках рыбы для пенитенциарной службы. В какой мере эта информация отвечает действительности?

- Действительно, такие «обвинения» в наш адрес перепечатываются в электронных СМИ с завидной регулярностью. Происки ли конкурентов или непрофессионализм некоторых журналистов, подстегиваемый погоней за очередным «разоблачением» в сфере государственных закупок? Думаю, что на самом деле - и то и другое. Изначально информационный вброс осуществляется по заказу конкурентов, а в последствие он уж автоматически перепечатывался разными изданиями, которые даже ни разу не поинтересовались у нас, а соответствует ли эта информация действительности. Ведь гораздо проще все компании, работающие с бюджетными организациями «под одну гребенку» считать недобросовестными «прокладками», хотя это далеко не так.

Однако мы с абсолютной уверенностью можем утверждать, что негативные публикации о нашей компании являются следствием перекручивания фактов и подмены понятий. Давайте говорить языком фактов.

Во-первых, Минобороны не расторгало контракт с ООО «Авика» в упомянутом году. Данный контракт был заключен со сроком оказания услуг до 31.12.2008 года. Таким образом, он просто закончил свое действие. Контракт был выполнен компанией «Авика» в полном объеме без каких-либо претензий по качеству или количеству со стороны Министерства обороны. И это не голословное опровержение. Эти факты легко и быстро  проверяются любой заинтересованной стороной. Таким образом, имеем первую информационную «утку».

- А как насчет школьного питания детей-чернобыльцев?

Не менее спорный характер носит и это сомнительное «обвинение» в наш адрес. Действительно, в 2011 году компания «Авика» на вполне законных основаниях стала победителем тендера на закупку услуг питания детей-чернобыльцев в Камень-Каширском районе Волынской области и четырех районах Ровенщины.

Но вскоре местные органы власти трех из четырех районов Ровенской области сообщили, что не допустят нашу компанию к оказанию услуг в школах этих районов. При этом они были единодушны – не стали утруждаться в поиске юридически обоснованной мотивации. Их решение объяснялось донельзя просто: нежеланием смены «старых» местных поставщиков, работающих в этой сфере в течение многих лет.

Мы действительно пытались мирно урегулировать данный конфликт, чтобы не сорвать питание в школах. Обещали взять на работу местных школьных поваров, если они выявят такое желание, чтоб избежать социального напряжения. Даже были готовы частично закупать продукты питания у местных производителей и поставщиков. Однако, местные власти, в желании не допустить «чужаков», решили пожертвовать питанием детей. Как результат была дана команда районным санитарным службам не выдавать «Авике» разрешения на начало работы в школах. В свою очередь районные государственные администрации фактически отказались от заключения договоров аренды школьных столовых.

Не желая ввязываться в эту войну, мы обратились в Министерство социальной политики с просьбой расторгнуть договор в части оказания услуг в трех упомянутых районах из-за невозможности его исполнения по независящим от нас причинам.

- То есть, вам довелось, как говориться, отступить в трех района. А остальные?

- В то же время в Камень-Каширском районе, что на Волыни и Рокитнянском районе Ровенщины, где местные власти допустили нашу компанию к оказанию услуг, мы оперативно организовали качественное питание во всех общеобразовательных учебных заведениях. Буквально в течение нескольких дней мы завезли в школьные столовые весь необходимый столовый инвентарь и другое необходимое оборудование на сумму более полутора миллионов гривень. В результате уже на старте нашего прихода местные власти и общественность констатировали значительное улучшение оснащения школьных столовых и качества питания детей-чернобыльцев.

Со своей стороны мы по просьбе местных властей и с целью сохранения стабильной социальной обстановки привлекли  на работу в школьные столовые местных поваров. Хотя, хочу отметить, что любую нехватку персонала мы готовы были устранить в оперативном порядке. Дело в том, что штат нашей компании уже на тот момент насчитывал более 500 высококвалифицированных сотрудников. Кроме того, у нас в кадровом резерве всегда есть как минимум 100-150 поваров и кухонных работников. Таким образом, проблем с персоналом у нас практически никогда не возникает.

- А как вы можете прокомментировать ситуацию с якобы дорогой рыбой для пенитенциарной службы?

- Здесь как раз та ситуация, когда «чужие деньги считать легко». Так, в марте текущего года к нам обратилось управление пенитенциарной службы в Днепропетровской области с просьбой срочно помочь с поставкой рыбы, поскольку у них там по какой-то причине срывалась поставка от поставщика, который выиграл тендер на поставку рыбы для всей пенитенциарной системы. При этом нас честно предупредили, что денег нет, и оплата будет произведена в течение нескольких месяцев.

Мы выполнили просьбу, поставив необходимый объем рыбы, после чего нас обвинили в том, что рыба была поставлена по завышеным ценам. Мы категорически не согласны с данным утверждением, поскольку оно основано на элементарном непонимании торгово-логистических процессов. Не буду сейчас вдаваться в цифры, просто отмечу, что цена, указанная на сайте производителя – это цена в крупном опте на складе производителя в г. Бердянск на условиях предоплаты за товар.

Мы же в данном случае сначала полностью оплатили рыбу за счет своих средств, потом привезли всю партию на наш склад, разделили весь объем на мелкие партии, оформив все необходимые документы на каждую мелкую партию, и развезли по отдельным учреждениям пенитенциарной службы. Все эти логистические процессы достаточно трудоемкие и затратные, что естественно существенно отражается на себестоимости рыбы.        

Кроме того, хочу отметить, что хотя поставка рыбы была осуществлена в марте-апреле этого года, оплату мы получили только в октябре, то есть только через полгода. Таким образом, мы фактически прокредитовали бюджет на 6 месяцев в условиях стремительной инфляции. Поэтому ни о каких сверхприбылях здесь речь идти вообще не может. Если кто-то по-прежнему считает, что цена была неадекватной, могу ему только предложить сделать то же самое за счет своих средств.

- В принципе, не сложно выйти на некоторые выводы. Вы их для себя сделали?

Приведенные мною факты позволяют говорить, что в сфере нашего бизнеса очень часто «утки» летают парами, а иной раз целыми стаями. Это невольно наталкивает на вывод, что информация,  распространяемая в СМИ, довольно часто, как в нашем случае, становится следствием подмены понятий, а иной раз – заказного перекручивания ситуации в угоду недобросовестных конкурентов.

Но, на мой взгляд, проблема еще и в другом: в несоблюдении одного из основополагающих принципов журналистики. Когда мы обратились к главному редактору интернет-ресурса (специально не стану озвучивать его название, дабы не рекламировать лишний раз), разместившему, мягко говоря, неправдивую информацию об «Авике» с просьбой соблюсти паритет и дать возможность опубликовать нашу точку зрения на происходящее на самом деле, он наотрез отказался выполнить нашу просьбу. И такие прецеденты, к сожалению, не единичны.

Беседовал Роман Наконечный