12:30 / 20.12.2010 Мир

Россия продолжит пугать Запад украинскими ракетами

Кроме них, российским ракетчикам нечего противопоставить ПРО в Европе

В конце прошлой недели командующий российских Ракетных войск стратегического назначения генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил, что в боевом составе РВСН межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В «Воевода» (по классификации НАТО - SS-18 Satan) останутся до 2026 года. «Продление срока эксплуатации ракетного комплекса с ракетой РС-20В позволит сохранить эти самые мощные в мире ракеты в группировке РВСН до 2026 года. Такая же возможность существует и для ракет РС-18 и РС-12М», - в частности, сказал он. Как отметил российский генерал, американская противоракетная оборона (ПРО) в Европе может лишь незначительно влиять на боевые возможности ракетной группировки РФ в европейской части страны.

Стоит напомнить: ракета РС-20В «Воевода» была создана в украинском КБ «Южное» (г. Днепропетровск), система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». На сегодня ничего мощнее этой ракеты нет ни у России, ни вообще в мире.

В то же время, сегодня для РФ очень остро стоит вопрос об истечении установленного срока службы более 80 процентов межконтинентальных баллистических ракет. Кстати, эксперты указывают, что при нынешних весьма трудных переговорах с американцами по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ) российское руководство соглашалось на ликвидацию значительной части своего ядерного вооружения, ссылаясь именно на окончание срока ресурсов в 2008-2009 годах. Но теперь, как видим, сроки будут продлены.

Кстати, ровно два года назад, в декабре 2008 года, тоже командующий российскими РВСН (тогда – генерал-полковник Николай Соловцов) заявил, что к 2015-2020 гг на вооружении Ракетных войск стратегического назначения РФ будут находиться совершенно новые ракетные комплексы, которые будут способны преодолевать любые системы ПРО. Но вот прошло два года, об обещаниях генерала Соловцова о 2015 годе как-то позабылось, и сейчас генеральный директор корпорации «Рособщемаш» Артур Усенков заявляет, что в России ведется создание новой тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты, которая заменит «Воеводу». Но, по его словам, эта «супер-ракета» будет принята на вооружение… до 2050-х гг.

Ситуация в данном случае складывается следующая. Начав разговор с НАТО об европейской ПРО, российское руководство (сначала – политическое, а затем и военное) «на всякий случай» сейчас муссирует постулат, что если разговор пойдет как-то не так, то Россия в качестве адекватного ответа на размещение противоракет в Европе примется размещать в непосредственной близости с европейскими странами свои межконтинентальные баллистические ракеты. Это очень мощный постулат, призванный сделать Запад сговорчивым, - там еще не забыли, как во времена «холодной войны» пугали советскими ракетами на ночь своих детишек.

Но вот незадача: при даже поверхностном анализе становится ясным, что России пугать европейцев сегодня особо и нечем. По крайней мере – если говорить о новых, чисто российских разработках.

Прежде всего, стоит вспомнить, что численность боеголовок в российских арсеналах вообще постоянно сокращается. Сразу после развала СССР Российская Федерация имела 6347 ядерных зарядов. В 1999 году, после своего ухода с поста президента, Борис Ельцин оставил Владимиру Путину 5842 заряда. К началу 2007 года Москва располагала 681 межконтинентальной баллистической ракетой с 2460 боевыми частями и 79 самолетами стратегической авиации с 884 крылатыми ракетами. То есть из 6347 осталось 3344 заряда.

Российские эксперты тогда указывали: при таких темпах строительства новых ракет при ускоряющемся выводе старых, к середине 2010-х гг. в составе российских СЯС могут остаться не более 300 межконтинентальных ракет и не более чем 600 боезарядов на них. Согласно данных из российских источников, всего со времени окончания «холодной войны» Россия сократила количество имевшихся и подлежащих зачету по международным договоренностям стратегических боезарядов более чем в два раза, ликвидировав при этом более 3000 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), порядка 1500 пусковых установок МБР и БРПЛ, а также более 45 стратегических атомных подводных лодок и более 65 тяжелых бомбардировщиков. Интересно, что на протяжении 2009 года эти вооружения таяли прямо на глазах. Так, в январе 2009 года Россия имела 634 стратегических носителя, способных нести 2825 ядерных боезарядов, а уже по состоянию на июль 2009 г. в составе стратегических сил России находилось 608 стратегических носителей, способных нести 2683 ядерных боезаряда.

Средство доставки всей этой мощи – в основном советские ракеты (самая мощная, как мы отмечали, - РС-20В «Воевода» украинской разработки). Из новых российских можно назвать комплексы «Тополь-М» (SS-27) шахтного базирования и мобильные, а также МБР «Булава».

С «Булавой», как известно, еще далеко не все ясно. Во-первых, в случае с европейской ПРО речь об этой ракете идет поскольку она базируется на подводных лодках (Кремль оперирует в нынешнем диалоге с НАТО наземными МБР). Во-вторых, неясны ее перспективы – на сегодня количество успешных и неудачных пусков «Булавы» составляют 5050, то есть над ней еще работать и работать. И, наконец, в-третьих,    современная российская «Булава» уступает по массогабаритным параметрам американской «Trident-1» разработки прошлого века.

Что касается широко распиаренного россиянами «Тополь-М», то еще год назад бывший начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин пояснил, почему этот комплекс совершенно не подходит для противодействия американской ПРО в Европе. «Новая тяжелая ракета нужна, поскольку она необходима для прорыва создаваемой США системы противоракетной обороны, а «Тополь-М» слишком легок по соотношению стартовой массы и забрасываемого веса», - указал генерал-ракетчик.

В итоге, как видим, выполняя «задачу» правительства РФ по противодействию ПРО США, российские ракетчики могут предложить разве что тяжелые ракеты «Воевода» украинской разработки. О развитии наступательных стратегических вооружений, о котором сейчас говорят в Кремле, в ближайшие 5-6 лет речь не идет, впрочем, и эти сроки чересчур оптимистичны. Уже потому, что выпускать их особо негде – даже если российские разработчики создадут все же «нормальную» ракету. Ибо после распада Советского Союза в распоряжении России осталось единственное предприятие по выпуску МБР, а именно «Воткинский машиностроительный завод» в Удмуртии. В настоящее время он способен выпускать не более 10 МБР «Тополь-М» в год. Кстати, на этом предприятии выпускаются ракеты и для оперативно-тактических комплексов «Искандер», что никак не разгружает производство. Где уж тут говорить о перевооружении РВСН в обозримые сроки!

Кстати, при прежней украинской власти у Украины с Россией возникали различные казусные моменты вокруг ракет РС-20В, находящихся на боевом дежурстве в российских РВСН. Например, пикантная ситуация возникла в 2008 году, когда Владимир Путин пообещал Виктору Ющенко нацелить на Украину ракеты. Вторя Путину, с официального веб-сайта Министерства обороны РФ министр обороны России сообщал: «Поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки Стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях, всегда было и будет одной из основных задач в сфере обеспечения военной безопасности России».

Анекдот состоял в том, что выполняли задачи по «поддержанию состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки Стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях», в том числе - разработчики и производители, а значит… украинские ракетостроители. Более того: практически в то же самое время, когда Путин грозил Украине ракетами, его рука подписывала интересный документ – разница во времени между этими двумя событиями составила считанные часы. Документ этот носит имя «Федеральный Закон «О ратификации Соглашения между правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о продлении срока эксплуатации ракетного комплекса (РК) 15П118М» от 12.02.2008. РК 15П118М как раз и оснащен той самой ракетой «Воевода» днепропетровской разработки.

Сейчас подобных казусов, слава Богу, не возникает. В то же время, если Украина и не примет участие в европейской ПРО, то, похоже, она уже принимает участие в процессах вокруг этой самой противоракетной обороны. Уже тем, что ее специалисты обслуживают ракеты, которые являются «аргументом» России в диалоге с Западом по ПРО…

 Дмитрий Тымчук