Курдский фактор на Ближнем Востоке: индикаторы для Украины
Постановка задачи:
17 марта сирийские курды объявили об объединении трех кантонов Сирийского Курдистана (Джазира, Кобани и Африн) в одну федеральную «демократическую систему Рожавы и северной Сирии». Иракский Курдистан уже горячо поддержал создание такого образования в соседней стране. В свою очередь Турция – ключевой оппонент курдов в регионе – при одобрении США, предлагает создать буферную зону для поддержки «умеренных повстанческих сил» вокруг Алеппо.
Эти события, как утверждают многие аналитики, могут привести к изменению установленных в рамках секретного франко-английского соглашения от 1916 года (Sykes Picot Agreement) границ на Ближнем Востоке. Что же стоит за этими событиями? Каковы ключевые драйверы и интересы игроков в этом регионе? И как это коснется Украины?
Энергетическая уязвимость ЕС
События 2006,9 годов, а также продолжающаяся русско-украинская война побудили импортирующий около трети своего потребления из Рф, ЕС приостановить продвигаемый РФ проект «Турецкий поток» (63 млрд. куб.м.) и запустить строительство газопровода TAP (Trans Adriatic Pipeline, 870km).
Этот маршрут, будучи продолжением азербайджано-турецкого TANAP, через перемычку Турция-Греция, будет доставлять газ из каспийского месторождения Шах-Дэниз в Албанию и по дну Адриатического моря в Италию. Первоначальная мощность TAP составит 10 млрд.куб.м. в год с возможностью расширения до 20 млрд.куб.м. В результате реализации маршрута странами бенефициарами становятся Греция, Италия и Албания.
Однако аналитики ЕС открыто признают, что маршрут TAP-TANAP как составляющая «Южного газового коридора» опираясь на запасы азербайджанского месторождения Шах Дениз, будет удовлетворять всего лишь 2-3 % общеевропейского потребления. По их мнению «Южный газовый коридор» сможет заместить РФ, только лишь в случае, когда к нему будут подключены ресурсы Персидского Залива. С географической точки зрения наиболее удобными маршрутами являются транзиты через Сирию (союзник РФ) и Турцию (союзник США).
Энергокоридор ПЗ-Кавказ-ЕС
Для увеличения мощности «Южного газового коридора», в 2009 году Катар (союзник США и место дислокации пункта Центрального командования сухопутными войсками США) предложил два маршрута газопровода.
Первый пролегает из Катара через Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак в Турцию. Второй пересекая территорию Саудовской Аравии, затем территорию Иордании, огибает шиитский Ирак и заканчивается в Сирии. Планировалось, что около города Хомс, этот трубопровод разделится по трем направлениям: в Латакию в Сирии, в Триполи на севере Ливии и в Турцию.
Реализация обоих, или хотя бы одного из этих маршрутов, позволила бы США-ЕС значительно увеличить мощности «Южного газового коридора», создать еще один источник ренты для Саудовской Аравии (союзник США) и усилить позиции союзника США по НАТО - Турции, ежегодно импортирующей у РФ по маршруту «Голубой поток» и Трансбалканский трубопровод около 27,3 млрд. куб. газа, как газового хаба.
В тоже врем этот проект нивелирует роль Ирана и РФ как стран транзитеров газа в Европу. Именно поэтому президент РФ В.Путин отказался от предложения Принца Саудовской Аравии Бандара 14 бин Султана выдать Ассада в обмен на обещание, что Саудовская Аравия не позволит какой либо стране Персидского Залива транспортировать газ по территории Сирии в Европу и конкурировать с русским газом.
Газопровод Иран – Ирак – Сирия
Начиная с 2011 года, когда в Сирии рядом со Средиземноморским портом Тартус (место дислокации ВМБ РФ), а также близ города Хомс были обнаружены крупные месторождения, Иран, Сирия и РФ начали продвигать маршрут Иран-Ирак-Сирия.
Планировалось, что трубопровод проектной мощностью в 40 млрд. куб.м. будет начинаться в иранском Ассалуйе, рядом с месторождением Южный Парс (разделено между Катаром и Ираном) и проходить по территории Ирана (225 км), Ирака (500 км) и заканчиваться в Сирии (500-700 км.) В дальнейшем он мог быть продлен по дну Средиземного моря в Грецию. Утверждалось, что маршрут начнет функционировать в период с 2014 по 2016 г.
Данный маршрут, соединяя месторождения Персидского Залива с Европой, делает мощным энергетическим хабом Сирию (союзник РФ и Ирана). При этом роль Турции, в рамках предложенного ей США-ЕС «Южного газового коридора» значительно снижается. Маршрут также не выгоден и Катару, который наравне с Ираном делит месторождение «Южный парс». Факт, что экспорт Сирийского и Иранского газа в Европу может состоятся через арендуемый РФ у Сирии порт Тартус, делает этот маршрут для США неприемлемым.
Курдская автономия
Не трудно заметить, что анти-ассадовское восстание в Сирии началось, почти в то же время, что и подписание меморандума о строительстве нового газопровода Иран-Ирак-Сирия в Бушере 25 июня 2011 года. Еще одним совпадением является также и то, что Турция предлагает США создать буферную зону для поддержки «умеренных повстанческих сил» вокруг Алеппо – местности по которой проходит маршрут трубопровода Катар-Турция.
17 марта сирийские курды объявили об объединении трех кантонов Сирийского Курдистана (Джазира, Кобани и Африн) в одну федеральную «демократическую систему Рожавы и северной Сирии». Иракский Курдистан уже горячо поддержал создание своего аналога в соседней стране.
Если курды объединяются вдоль границы Турции и образовывают автономную область, то такое образование географически отрезает Турцию от важного для нее Ближнего Востока. Как результат, шансы США и Турции построить трубопровод Катар-Турция через Саудовскую Аравию сводятся к нулю. Не удивительно, что официальные лица Турции провели линию из Алеппо в Кобани в качестве буферной зоны и США согласились с их требованиями.

Индикаторы для Украины :
Появления такого государства как Независимый Курдистан, отрезает Турцию от маршрутов доставки гидрокарбонов из продвигаемого США и Катаром трубопровода Катар-Саудовская Аравия-Кувейт-Ирак-Турция и делает невозможным транспорт газа по «Южному газовому коридору» в ЕС в долгосрочной перспективе.
Очевидно, что Анкара приложит все возможные усилия – включая и силовой сценарий, для того чтобы не допустить создания вдоль юго-восточного участка своей границы Независимого Курдистана, что может привести к созданию долго действующих очагов нестабильности в регионе.
В тоже время для РФ этот разворот событий является, возможно, наилучшим финалом ее стратегии в регионе. При таком сценарии Турция (союзник НАТО и составляющая «Южного газового коридора») продолжает быть зависимой от поставок газа из РФ, при том, что поставки гидрокарбонов в Европу из Ирана и Сирии ей не доступны. Как результат, РФ удерживает свои позиции как доминирующего поставщика газа на рынки ЕС.
В рамках этого сценария Украина практически не сможет претендовать на получение дополнительных объемов газа по этому маршруту, в случае если транзит по Трансбалканскому маршурут будет остановлен РФ.
Появление, долго действующих очагов нестабильности в регионе будет склонять Турцию и ЕС к сотрудничеству с РФ, которая продвигает «Турецкий поток», после завершения которого Украина может утратить статус транзитного государства.
В тоже время если сторонам удастся достигнуть компромисса, основав стабильную свободную от курдов буфеную зону, возможно, в обмен на создание такой же зоны – вдоль сирийского побережья Средиземного моря, но уже контролируемой Сирией и Рф, то Украина может получить доступ к гидрокарбонам Персидского Залива.
Учитывая вышеизложенные факты, действенными инструментами минимизации таких геополитических рисков для Украины может стать строительство дополнительных терминалов по приемке сжиженного газа в портах Одесской области.
Александр Шаян.





Происшествия «Частина мешканців Сум залишилися без тепла через блекаут»
Мир «Білорусь знову "стримує Захід" російським "Орешником" та ядерною зброєю»
Политика «Половина зброї, якою воює ЗСУ виробляється в Україні, - прем'єрка»
Спорт «Футболіст подавився чаклунським амулетом і помер під час матчу»
Происшествия «Спротив триває: 1403-тя доба протистояння України збройної агресії Росії»
Происшествия «СБУ затримала іноземного кілера, який намагався вбити офіцера ГУР»