00:48 / 10.05.2009 Мир

Сегодня исполнилось бы 53 года Владу Листьеву

После убийства талантливого журналиста прошло 14 лет, но убийцы так и не найдены

Владислав Листьев родился 10 мая 1956 года в Москве. Окончил школу-интернат спортивного профиля (кандидат в мастера спорта по легкой атлетике).

Работал инструктором по физической культуре спортивного общества «Спартак», служил под Москвой в Таманской гвардейской дивизии.

После рабфака закончил международное отделение факультета журналистики МГУ. С 1982 года работал редактором на Радиовещании на зарубежные страны главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР.

В 1987 году перешел на работу в Молодежную редакцию ЦТ одним из ведущих новой программы «Взгляд».

Был ведущим передач «Поле Чудес», «Тема» и «Час пик». В 1991 году стал генеральным продюсером Телекомпании ОРТ, а в 1993 году - ее президентом.

Жизнь Влада была далеко не безоблачной. Листьеву довелось пережить немало трагедий личного характера.

На работе его отца Николая начальство обнаружило недостачу, он решил, что обвинят его, и - покончил с собой.

Во время ужина он сказал жене: «Знаешь, я выпил дихлорэтан».

Видимо, тогда он сам не понимал, что сделал. Зоя тут же вызвала «скорую», отца Влада отвезли в Склифосовского, но помочь ему было невозможно: врачи установили, что доза, которую выпил Николай Листьев, запросто могла бы убить десятерых человек.

Владислав учился тогда в 10 классе.

Первый ребенок Влада Листьева родился очень слабеньким и умер в роддоме.

В 1982 году у Влада родился сын Владик. У малыша была диспепсия, ему назначили операцию, во время которой врачи сделали что-то не так, и ребенка парализовало.

Влад бегал по всем больницам с месячным полуживым крохой, который постоянно плакал от боли. Но помочь никто не смог. Смерть маленького Владика потрясла всю семью.

Малыш ушел из жизни тяжело, ему тогда было всего четыре годика. Во время болезни гриппом он ослеп и оглох. А однажды ночью поперхнулся во сне, не смог откашляться и задохнулся.

После этих трагедий Влад запил. От выпивки его спасла новая любовь - Альбина Назимова.

Но, к сожалению, не спасла от смерти. Владислав Листьев был найден мертвым в начале десятого вечера 1 марта 1995 года на площадке между первым и вторым этажами в подъезде своего дома на Новокузнецкой улице, 30.

Смерть шоумена и бизнесмена наступила от двух огнестрельных ранений. Скорее всего, убийца вошел в подъезд следом за Листьевым и выстрелил в него из пистолета «браунинг» с глушителем прямо от входной двери.

Убийца не взял ни дорогой кожаный портфель Влада, ни портмоне с полуторами тысячами долларов.

Орудие убийства (кстати, нестандартного калибра) киллер забрал с собой, что профессионалы практикуют довольно редко.

В соседнем подъезде была найдена горка скорлупок от фисташек, которые напарник исполнителя, волнуясь, грыз в ожидании своей жертвы.

По всей видимости, он должен был просигналить о появлении Листьева стрелку, который прятался за углом дома. За полтора часа до своей гибели Листьев в последний раз провел в прямом эфире «Час пик».

Всего за 34 дня до своей гибели 38-летний Листьев был назначен на должность генерального директора Общественного российского телевидения (ОРТ), создаваемого на базе первого канала.

Влад предпринял ряд шагов по реформированию канала, чем нажил себе влиятельных врагов. Другой причины для убийства талантливой телезвезды практически невозможно себе представить.

В 1993 году Листьев создал независимую телекомпанию ВИД, занимавшуюся, помимо производства программ, размещением рекламы на первом канале.

В этом бизнесе были свои киты. На первый канал положил глаз Борис Абрамович Березовский, который тогда еще только входил в ближний круг президента Ельцина, опубликовав его мемуары.

Но Березовскому требовалась долгосрочная поддержка Кремля, получить которую он мог, установив контроль над системой телевещания с аудиторией в 180 миллионов человек. Атмосфера на канале к этому располагала. 20 февраля 1995 года Листьев решился на отчаянно смелый шаг: он ввел с 1 апреля мораторий на все виды рекламы на ОРТ до тех пор, пока руководство телекомпании не разработает новые «этические нормы».

По некоторым оценкам только за первые два месяца после этого рекламные агентства потеряли около 15 миллионов долларов.

Листьева неоднократно предупреждали, что это смерть, что он, скорее всего, не доживет до лета.

После оглашения моратория Влад прожил всего 9 дней. Известно, что за это время к нему приходил Лисовский и требовал возмещения убытков в размере 100 миллионов долларов, угрожая расправой.

По одной из версий Листьев перевел требуемую сумму со счетов ОРТ через посредничество компаний Березовского, откуда к Лисовскому они уже не попали.

Борис Абрамович туманно пообещал перевести деньги через три месяца.

Последний шанс предотвратить трагедию был исчерпан. Так или иначе в прессе, со ссылкой на источники в МВД, писалось, будто к одному бандитскому авторитету обращался помощник Березовского Бадри и заказывал ему убрать Листьева.

Но авторитет вскоре оказался за решеткой, и заказ переключили на другого пахана – «вора в законе» по имени Николай. Якобы 28 февраля, накануне убийства, с ним встречался лично Березовский и передал 100 тысяч долларов.

На следующий день в подъезде Влада прогремели выстрелы. Само следствие превратилось в фарс.

Прокуроров, начавших вести дело, уволили. Через пять месяцев Генеральная прокуратура заявила, что заказчики убийства найдены, но на следующий день вдруг взяла свои слова обратно.

Еще через два месяца генпрокурора Ильюшенко уволили. Летом 1997 года писали, что в Тбилиси арестован и выдан России для допроса по делу Листьева член «солнцевской» группировки Игорь Даждамиров.

Но и за этим ничего не последовало. Что касается киллера, то по одной из версий им был бывший десантник Александр Агейкин. Предполагают, что после убийства ему дали уехать за границу.

Но в августе 1995 года один из высших чинов Генпрокуратуры неосторожно заявил в интервью, что убийцы Листьева известны и находятся за границей. Через день после этого в Тель-Авиве Агейкин скончался якобы от передозировки наркотиков.

Это не последняя странная смерть вокруг дела Листьева.

В декабре 1996 года вдруг отказало управление в машине подполковника милиции Юрия Сычева, возглавлявшего группу оперативного обеспечения по делу. Машина на огромной скорости врезалась в опору моста на Варшавском шоссе, Юрий Васильевич погиб.

Это была уже вторая автокатастрофа, в которой он побывал за довольно небольшой срок. После этого многие сотрудники следственной бригады получали угрозы в письменной форме и по телефону.

Даже бывший генпрокурор Юрий Скуратов подтверждал, что на ход следствия пытались повлиять. Кстати, через некоторое время после этих слов Юрий Ильич вылетел из своего кресла после всем известного скандала.

Излишне говорить, что после гибели Влада Листьева телекомпания ОРТ объявила о снятии моратория на рекламу. Была создана компания «ОРТ-реклама», превратившаяся в эксклюзивного поставщика рекламы на канал с монопольным правом продавать рекламное время за проценты.

Главой «ОРТ-рекламы» стал Сергей Лисовский, что ни для кого не стало неожиданностью.

Борис Березовский, контролируя 36 процентов акций ОРТ, практически полностью подчинил канал себе, обладая правом вето на любое решение.

Столь мощная поддержка позволила ему стать на несколько лет крупнейшей политической фигурой в России. Расследование убийства Листьева - фарс. Официально в деле Листьева нет подозреваемых, оно остается самым засекреченным от журналистов.

Это при том, что среди множества версий есть только одна правдоподобная, а среди врагов Влада, которые могли заказать это убийство, резко выделяются два человека.

Создается впечатление, что убийцы Листьева следствию просто не по зубам...

А в день рождения и в день гибели Влада Листьева у его могилы на Ваганьковском кладбище собираются люди, для которых он остается символом искрящегося таланта и порядочности...