08:20 / 16.07.2010 Спорт

Апелляционный суд в помощь арбитражному

В большом футболе уже не просят, а требуют что-нибудь сделать с судейством

Глава судейского комитета ФИФА Хосе Мария Гарсия-Аранда сказал, что 96 процентов принятых арбитрами решений на мундиале были правильными. Да, чисто статистически все выглядит не так уж плохо. Но от этих цифр не станет легче большей половине команд, которые принимали участие в чемпионате. Уже на старте чемпионата началось такое, что заставило схватиться за голову всех без исключения. Вот лишь несколько самых вопиющих случаев судейского беспредела в групповом турнире.

Кьюэлл. Матч Гана – Австралия. Австралийцы забили быстрый гол. Ганиец Менса нанес могучий удар, который пришелся в австралийца Кьюэлла. Мяч угодил в плечо, намеренной игры рукой не было. Однако итальянский рефери Розетти недолго думая, показал австралийцу красную карточку и назначил пенальти, который реализовал Гьян. В итоге план на матч австралийцев был испорчен. Они с трудом отстояли ничью, но фактически потеряли два очка, которые им бы очень пригодились при выходе в плей-офф.  

Луиш Фабиано. Этот бразилец, забивая второй мяч в ворота Кот-д’Ивуара, умудрился дважды подыграть себе рукой. Ланнуа ничего не заметил, но на всякий случай, улыбаясь, спросил нападающего об этом. Фабиано, естественно, соврал. Так, с улыбкой и была совершена двойная подлость в одном эпизоде… 

Виттек. В первом мачте словаков на турнире против новозеландцев они на последних минутах упустили победу. Островитяне сравняли счет. А ведь могли словаки и проиграть. Дело в том, что их нападающий Виттек забил его из столь явного офсайда, что увидели это все, кроме бригады южноафриканских арбитров во главе с Дэймоном. И кто знает, попади потом словаки в плей-офф, не будь этого гола…

Де Росси. Ничью с Новой Зеландией действующим на тот момент чемпионами мира - итальянцам буквально подарил гватемальский арбитр Батрес. Итальянский хавбек де Росси тянулся к мячу в штрафплощадке новозеландцев, где его чуть-чуть прихватили его за футболку. Итальянец немедленно рухнул. Если бы не этот пенальти, быть может, Новая Зеландия и победила бы и в этой встрече. А так пришлось довольствоваться очередной ничьей.

Кэйхилл. Для Сербии в матче с Австралией решалось все. Островитяне собрались и во втором тайме дважды забили гол. Один из них - Кэйхилл. Он же в концовке встречи сыграл рукой в собственной штрафной, что вызвало кучу споров. Наставник сербов Антич пообещал судье уругвайцу Ларрионде «голову свернуть», а Тошич вообще заявил об антиславянском заговоре.

США. Вот уж кто вправе говорить о заговоре против себя – это американцы. 

В матче со Словенией подопечные Брэдли отыгрались после 0:2! Гол Эдду, забитый по всем правилам  должен был стать победным, но малийский судья Кулибали его отменил. Объяснять свое решение он даже не посчитал нужным. Продолжение «антиамериканский заговор» получил во встрече с Алжиром. На 20-й минуте счет открыл Демпси, но бельгийский арбитр де Блекере ошибочно, зафиксировав офсайд, гол отменил. 

В матчах плей-офф судейский беспредел достиг настоящего апогея. Ошибки свистунов с полномочиями на этой стадии воспринимались гораздо болезненней, так как исправить их практически не представлялось возможным. В матче 1/8 финала гол аргентинского нападающего Карлоса Тевеса мексиканцам был забит из двухметрового офсайда, это видели все, кроме арбитра Розетти. Итальянец после этого вернулся домой и заявил, что завершает карьеру. Правда, со своими ошибками в ЮАР это решение не связал. А на 63-й минуте матча Испания-Португалия, будущий чемпион мира Давид Вилья забил единственный гол в ворота португальцев также находясь в положении «вне игры». Заметь это аргентинский арбитр Эктор Бальдасси, кто знает, смогли бы испанцы выйти в четвертьфинал и затем стать победителями мундиаля. И, наконец, самый вопиющий случай произошел в поединке между англичанами и немцами. Мяч, который при счете 1:2 после удара Фрэнка Лэмпарда, приземлился в сантиметрах 70 за линией ворот голкипера бундестима Нойера был до такой степени очевидным, что казалось невероятным, как уругвайский рефери Хорхе Ларрионда, его не увидел. Он его увидел. Но в перерыве. Не знаю, как кто, а я второй тайм той встречи ждал именно с ожиданием революции в мировом футболе. Помню, орал я в перерыве что-то типа «Покайся, Ларриондыч, тебе скидка будет!».

Революции не случилась. Уругваец вышел на поле, испугано досудил и зафиксировав свой и английский позор (матч, напомню, закончился 1:4), убыл с чемпионата и, скорее всего, навсегда - из высшего арбитража.

После этого на ФИФА вообще и ее президента Зеппа Блаттера в частности стали выливаться такие «помои», что, казалось, сам «патриарх» посчитает нужным собрать вещички и удалится восвояси. Но не тут-то было. Федерация и ее судейский комитет, возглавляемый испанцем Гарсия-Арандой, заняли круговую оборону. Конечно, за некоторые ошибки были принесены извинения, но официально признано, что только в трех случаях арбитры нарушили правила, зафиксировав гол: Луиша Фабиано в ворота Кот-д'Ивуара; Тевеса  -  в ворота Мексики и Вильи -  Португалии. Все. Остальное списали на человеческий фактор. Судьи, мол, – тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. В том числе и ошибки. На этом можно было бы сложить руки и успокоится.

Но не хочет успокаиваться гнев народный. К нему присоединились не только болельщики, футболисты, тренеры, но уже и сами судьи. Правда, пока в основном отставные. 

Знаменитый английский арбитр Грэм Полл не понимает упрямства президента ФИФА. «…Главный виновник здесь не несчастный арбитр, а Зепп Блаттер. В этом году он раздраженно отмахивался от идеи применения датчиков, установленных на линии ворот, а также от использования двух дополнительных арбитров, которые работали на матчах Лиги Европы. А теперь последствия этих решений бумерангом вернулись к нему. Арбитры стремятся делать все правильно. Их задача – максимально использовать свой опыт, навыки, наработанные тренировками, трактовать события так, как они их видят. Штука в том, что датчики на линии ворот или дополнительные люди в судейской бригаде помогли бы главным арбитрам принимать верные решения в самом главном вопросе – был гол или не было. Судьи всего лишь трактуют эпизод так, как они его увидели в тот момент – и это все, что они могут сделать. Камеры, установленные на линии ворот, могли бы помочь Ларрионде принять верное решение. Микрочип, вмонтированный в мяч и подающий сигнал о пересечении заветной черты, мог бы помочь избежать ошибки. Принятие правильного решения стоит той мизерной задержки игры, во время которой можно было бы посмотреть видеоповтор. Аргументы Блаттера строились на том, что видеотехнологии подорвут доверие к работающим арбитрам и что современная техника не надежнее человека. В результате упрямство Блаттера привело к тому, что в пабах говорят только о судействе, хотя могли бы обсуждать футбол».

После того, как уже судьи нарушили корпоративную солидарность, Блаттер понял, что действительно перемудрил, и высказался за введение современных технологий, которые помогут определять взятие ворот. Но с кучей оговорок. «В настоящее время, при всем уважении к компаниям, которые занимаются разработкой подобных устройств, определение положения мяча на линии ворот остается сложным.

Да, есть технология внедрения специального чипа в мяч. Это наиболее точный метод, который работает. Но это слишком сложно. Этот чип создаст многочисленные проблемы производителям мячей. Дело в том, что данная разработка принадлежит компании Adidas и другие компании должны получить права на эту технологию – это основная проблема.

К тому же, внедрения чипа в мяч ведет к еще одной проблеме – материально-технической. Для реализации этой идеи потребуется оборудовать все поле специальными датчиками, которые будут определять положение мяча. Это слишком сложно.

Есть вариант с системой «Соколиный глаз», когда телекамеры расположены в специальных местах для отслеживания мяча в пределах ворот. Однако, перенос этой технологии из тенниса в футбол проблематичен.
Даже разработчик этой технологии признает, что имея хоть 7 камер, вы не сможете определить точное положение мяча на линии, если он будет в гуще игроков».

Вот такая история. Получит ли она продолжение. Уверен, что да. Но когда? Судьи в футболе уже не может справляться с теми скоростями, которые сейчас в нем присутствуют. Необходимость создания независимого «апелляционного суда», назрела. Футбол при всей своей быстроте, хоть и считается одним из самых консервативных видов спорта, но правила в нем меняются регулярно. Правда, по-настоящему серьезное  изменение в них было введено давно, 16 лет назад – в 1994 году. Тогда вратарю запретили брать мяч в руки от своего игрока. Не пора ли и после этого сделать что-нибудь действительно революционное, а не ограничиваться введением правила «пассивного офсайда» и «запрещением остановки перед пробитием пенальти»?..

Константин Николаев

 

ТЭГИ: