Украино-российский проект в $ 5 млрд никому не нужен?
Никто не ответил, зачем нужен мост через Керченский пролив
Проект моста через Керченский пролив после долгих обсуждений медленно движется к реализации. В частности, почти решен главный вопрос, в который упирались проблемы с мостом – откуда взять средства хотя бы для начала реализации проекта.
Так, Министерство транспорта и связи Украины и Министерство транспорта Российской Федерации совместно с российской Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк») заключили меморандум о взаимопонимании при строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Согласно меморандуму, стороны намерены осуществлять взаимный обмен предложениями по созданию и развитию на территориях Украины и России транспортного перехода через Керченский пролив; координировать работы по выбору основных автомобильного и железнодорожного маршрутов и их соединений; проводить согласованную политику в области проектирования и строительства транспортного перехода, а также по организации безопасного движения и придорожного обслуживания.
В соответствии с меморандумом, «Внешэкономбанк» намерен оказывать сторонам содействие в решении вопросов, связанных с определением источников финансирования проведения предпроектных и исследовательских работ по реализации проекта строительства транспортного перехода.
…Планы строительства моста через Керченский пролив, как известно, вынашиваются давно, и попытки такого строительства были, причем одна – успешная. Речь идет о достройке по приказу Сталина моста, начатого гитлеровцами в 1943 году, и начисто разрушенного паковыми льдами в феврале 1945-го. После этого в СССР время от времени начинали разговор о строительстве нового моста, но средств на эту стройку века так никто и не дал. Новые проекты начались (к счастью, только на бумаге) с началом независимости Украины. За это время по сегодняшний день подобные проекты горячо обсуждались, утверждались на различных уровнях, и даже назывались сроки сдачи сооружения в эксплуатацию: 2000, 2002, 2006, 2012 годы. Сейчас озвучен новый срок – 2014 год.
Кстати, Виктор Янукович поднимал тему проекта Керченского моста еще в бытность премьер-министром Украины. В частности, осенью 2007 года именно он во время поездки по Крыму заявлял, что проект будет реализован к 2012 году. «Мы будем стремиться это сделать для того, чтобы этот транспортный коридор начал работать к Евро-2012», - сказал тогда он. В мае 2010 года, когда тема реализации проекта была поднята во время украино-российских переговоров в Киеве, было заявлено, что Россия сейчас очень заинтересована в строительстве этого моста в связи с проведением в Сочи Олимпиады-2014.
Между тем, вполне очевидно, что идея строительства моста среди украинцев популярна только в Крыму, и только в периоды политической активности, - т.е., как правило, перед разнообразными выборами. Донецкому шахтеру, закарпатскому леснику или житомирскому сантехнику глубоко без разницы, будет ли Крым сообщаться с российским Краснодарским краем прямым транспортным сообщением, или нет. Согласимся, у украинцев, посещающих Россию на автомобильном транспорте, не так много родственников в Краснодарском крае, чтобы для этого строить мост длиной около 5 700 м и стоимостью порядка $ 5 млрд (называются цифры до 6 млрд). Кстати, не дешевле и рыть тоннель, как альтернативу мосту (есть и такие проекты).
Не очень убедительно звучит и версия, что мост нужен России для того, чтобы европейские туристы могли по нему попасть в Сочи на Олимпиаду-2014. Ведь едва ли основная масса гостей с Запада будет ехать через всю Украину в Керчь, чтобы потом по мосту добраться до России. Уж куда проще попасть в РФ напрямую - самолетом.
Но, может быть, есть экономическое обоснование этого грандиозного строительства, которое полностью его оправдывает? Опять таки, нет. Эксперты указывают, что в начале 1980-х гг. прошлого века, когда через Керченский пролив ходил железнодорожный паром, грузопоток железнодорожным транспортом составил 4,2 млн тонн и около 2 млн пассажиров. Однако к 1988 году (год закрытия железнодорожного парома) грузопоток сократился до 1,7 млн тонн. Сейчас с помощью паромной переправы через пролив перевозится 14 тыс. тонн грузов и 320 тыс. пассажиров в год. Такие показатели не позволяют говорить о том, что строительство моста через пролив способно окупиться в обозримой перспективе.
Правда, мост может иметь региональное значение, - то есть играть свою роль для экономики Крыма и Краснодарского края, которые получают прямое сообщение. Но здесь стоит оценить, какую выгоду это даст, и соизмерить с затратами. Что касается общеукраинского и общероссийского интереса, то главным грузом, который может перевозиться по мосту, называют нефть из России и Казахстана в объеме до 30 млн тонн в год. Но в таком случае куда проще и дешевле проложить по дну пролива трубопровод.
Таким образом, проект прямого сообщения через Керченский пролив – замечательный пример единения и дружбы Украины и России. С другой стороны, если говорить о добрососедских отношениях двух государств в торгово-экономическом срезе, то есть прекрасная и весьма протяженная сухопутная граница между ними, с многочисленными дорогами и инфраструктурой. И какую пользу тогда несет в себе грандиозный украино-российский проект моста, кроме декларации вечной дружбы, - сказать проблематично. По крайней мере, пока что достойных аргументов никто почему-то не назвал.
Борис Такаев





Мир «РФ пропонувала США обміняти Венесуелу на Україну, – ексрадниця Трампа»
Мир «Большинство поляков считает, что Украина будет вынуждена отказаться от части своей территории»
Политика «Переговори про припинення війни: Зеленський назвав найскладніші пункти майбутньої угоди»
Политика «Війна може завершитися під час каденції Кіпру, – Зеленський»
Происшествия «Американські війська за допомогою британців захопили танкер, пов'язаний із Венесуелою»
Мир «Трамп підтримав законопроект щодо посилення санкцій проти РФ»