17:20 / 18.03.2010 Общество

Юбилей прославленной «Славянки»

Исполняется 100 лет маршу всех славянских времен и народов «Прощание славянки»

Приближается славная дата 65-летия Великой Победы. Этот тот праздник, который, иначе как, со слезами на глазах, отмечать нельзя, ни ветеранам, ни нам, их потомкам. И не один день 9 мая не проходит без исполнения известной песни «День Победы». Именно с ней мы ассоциируем всенародный праздник. Но путь к Победе был долг и тернист, а начался этот путь с исполнения в первые же дни на платформах вокзалов со старого патриотического марша «Прощание славянки», который стал олицетворением веры в победу и горечи неминуемых потерь родных и близких. Ведь даже в самом названии всенародно любимого марша есть отражение самого тяжелого испытания, которое падает на плечи славянской женщины – матери, жены, девушки, сестры – проводы своих любимых мужчин на войну и томительное ожидание встречи с победой или нет… Сегодня этому маршу-легенде исполняется ровно сто лет.

Картина художника Константина Васильева «Прощание славянки»

Не удивляйся читатель, что речь идет о столетнем юбилее известного марша «Прощание славянки», музыку к которому написал российский военный композитор Василий Иванович Агапкин. Ведь из многочисленных музыкальных, да и не только, энциклопедий, каждому известно, что марш «Прощание славянки» был написан автором к Первой Балканской войне в сентябре 1912 года. Хотя это вроде и так, да не так.

История подтверждает, что марш действительно был написан для военного духового оркестра, причем, в первичном варианте без слов. Все известные ныне тексты, как в белогвардейской армии, так и в советской, появились значительно позднее.

После того, как сам марш стал признанным в военно-строевом репертуаре Вооруженных Сил СССР, было незаслуженно изъята «из обращения» история создания «народного гимна прощания и веры». Ничего удивительного в этом нет, ведь и сегодня мы открываем не только забытые странички истории, но и неизвестные до сей поры. А история «Прощания славянки» самым прямым образом действительно связана с прощанием славянки, отправляющего своего любимого на войну, русско-японскую войну. Василий Иванович Агапкин от своего коллеги капельмейстера Литовского полка, который оборонял Путиловскую сопку во время Мукденского сражения, узнал о существовании солдатского марша с мелодией, отдаленно напоминающей сегодняшний марш. Эта солдатская марш-песня появилась не ранее 10 марта 1905 года, т.е. к моменту завершения битвы между русскими и японскими войсками при Мукдене.

Ах, зачем нас забрили в солдаты,

Угоняют на Дальний Восток?

Неужели я в том виноватый,

Что я вырос на лишний вершок?

Оторвет мне иль ноги, иль руки,

На носилках меня унесут.

И за все эти страшные муки

Крест Георгия мне поднесут…

Овевает нас Божие Слово,

Мы на этой земле не одни

И за что, а за веру Христову

Отдавали мы жизни свои.

Благодаря военно-строевому напеву она, т.е. этот марш-песня, очень быстро получила распространение в солдатской среде.

Под марш «Прощание славянки» встречали победителей, героев Великой Победы

Окончилась русско-японская война, прошли годы первой русской революции, а о событиях недавнего прошлого напоминал лишь скорбный романс «На сопках Маньчжурии». Но к пятилетию трагедии при Мукдене, которая стала трагедией для генералитета, но не для стойкости славянского воина, Агапкин и решил создать марш, который бы не только напоминал о былом, но и вселял веру в победу и возвращение с ней в родной дом. К марту 1910 года марш был не только написан, но и озвучен на одной из репетиций военного оркестра все того же Литовского полка. Неизвестно, что именно послужило причиной двухлетней задержки, но факт остается фактом – первое исполнение «Прощания славянки» состоялось именно в том полку, солдаты и офицеры которого и подтолкнули к созданию такого шедевра военно-оркестрового искусства. Во всяком случае, упоминание о первом исполнении в марте 1910-го есть, как и нет информации о каком либо запрете исполнения марша, что было в РККА в период с 1918 по 1939-й.

Наступил 1912-й, год, ставший предвестником первой трагедии человечества – Первой мировой войны. И как всегда, все войны Европы начинаются с ее пороховой бочки, т.е. с Балкан. Вот тогда, в период массового славянского подъема и отправки волонтеров на Балканы и настало время марша «Прощание славянки», с которого и ведется официальное летоисчисление. Тем не менее, дата истории есть факт, а он гласит, что в марте 2010-го исполняется вековой юбилей нашего самого патриотичного марша. На этом можно было бы ставить точку, если бы в процесс исторического исследования не вмешался, в хорошем понимании этого слова, стольный град Киев.

Первая мировая война или Великая отечественная, как она и именовалась в то время, внесла коррективы в репертуар всех военных оркестров, особенно на начальном этапе боевых действий. «Прощание славянки» получило новую жизнь, причем в прямом смысле этого слова, когда на киевской граммафонной фабрике «Экстрафонъ» были записаны первые пластинки марша, причем, опять-таки, без слов и опять в марте, но уже 1915-го. Таким образом у «Прощания славянки» сегодня уже два юбилея – вековой, со времени первого исполнения и 95-летие со дня выхода пластинки.

Сегодня одна из первых пластинок марша «Прощание славянки», как реликвия патриотизма военно-музыкального искусства, хранится в Киеве в музее Николая Лысенко, расположенном на улице Саксаганского, дом № 97.

Ну, а роль и место «Прощания славянки» сегодня оценено всеми временами и народами, как в военно-патриотическом воспитании, так и в культурно-бытовом и даже при проводах «в дальний путь на долгие года» или не на долгие и не на большие, но все же, расстояния-расставания. Да и ни одни проводы молодых призывников, как и увольнения со службы, не проходят без исполнения этого, берущего за душу, марша патриотов и патриоток.

Сергей Смолянников

ТЭГИ: