В ВСУ прогнозируют бои между роботами уже в 2026 году
В 2026 году в зоне боевых действий на фронте сойдутся не только пехота, танки и FPV-дроны, но и наземные роботизированные комплексы (НРК).
Об этом «Телеграфу» рассказал командир первого в Украине подразделения ударных наземных роботов 3-й штурмовой бригады Николай Макар Зинкевич.
По его словам, наземные дроны уже проводят логистику, эвакуацию, штурмуют позиции врага, а иногда даже берут российских окупантов в плен. Украинские НРК выигрывают конкуренцию у техники благодаря дешевизне, маневренности и беспилотному формату, сохраняющему жизнь бойцов.
По словам Николая Зинкевича, НРК уже полтора года принимают участие в боях — в основном на логистических и эвакуационных направлениях. Впервые он увидел, как два бойца эвакуировали раненого «трехсотого» с помощью робота, не рискуя своей жизнью.
«Если бы не НРК — четырех военных пришлось бы снять с позиций и тянуть раненого под обстрелами. А так — рискует только железо», — говорит Макар.
После этого подразделение начало активно развивать направление. Сначала – взвод, потом – отдельная рота НРК в бригаде.
На фронте используются четыре типа наземных дронов:
эвакуаторы и логистические платформы,
роботы-минеры,
роботы-турели,
роботы-камикадзе.
Зинкевич рассказал, как НРК его подразделения провели полноценный штурм враждебной позиции без привлечения пехоты. После предварительной артподготовки на укрепленную позицию РФ отправились четыре наземных «камикадзе» со взрывчаткой.
Один из вражеских бойцов вместо противостояния — сдался в плен, написав сдаюсь на картоне и показав это камере работа. Вместо подрыва НРК вывез пленника на позиции ВСУ.
«Мы впервые провели штурмовую операцию вообще без пехотинцев. И взяли пленника. Это психологический шок для врага», — говорит Макар.
Украинские наземные дроны частично заменяют традиционную технику, в частности БМП и БТР, по крайней мере в логистике и эвакуации. Один НРК средней грузоподъемности способен перевезти 800 кг груза в сутки, что равноценно работе 41 пехотинца, говорит Зинкевич.
«За год наше подразделение перевозит около 300 тысяч килограммов груза. И это без риска для жизни людей», – добавляет он.
Стоимость одного НРК — от $5 до $15 тысяч, что в разы дешевле классической техники.
Несмотря на эффективность наземных дронов, все подразделения ВСУ внедряют НРК. Причины не в дефиците техники, а в устаревших подходах командования, объясняет Макар.
«Есть подразделения, которые до сих пор живут по советским уставам. А есть такие, которые активно внедряют НРК и масштабируются в роты и батальоны», — говорит он.
Среди лидеров — 3-я штурмовая, 92-я, 93-я, «Хартия», «К2».
По словам Зинкевича, враг также использует наземные дроны, но масштаб применения пока незначителен или тщательно скрывается. Однако, как и с FPV-дронами, ВСУ ожидают резкого роста активности РФ в этом направлении в 2026 году.
«Скоро мы увидим бои не только между пехотой, но и между работами. Как сейчас в небе – дроны уничтожают дроны. Так будет и на земле», – говорит Макар.
Зинкевич подчеркивает: у отечественных НРК нет аналогов. Они разрабатываются во фронтовые реалии, часто без лишних функций, которыми обременены дорогостоящие западные модели.
«Наши разработки имеют обратную связь с военными, адаптируются быстро. И именно поэтому эффективны», — говорит командир.
Каждый НРК в подразделении имеет позывное. Их не просто эксплуатируют – к ним относятся как к собратьям.
«Они возят провизию, спасают раненых, тянут оружие. Это уже не просто техника – это часть подразделения», – добавляет Макар.
Подготовила: Нина Петрович





Общество «Особливий статус російської мови в Україні скасовано»
Политика «Не досягли компромісу: у Кремлі заявили, що не домовилися з американцями щодо мирного плану для України»
Происшествия «Старі обличчя — нові схеми? Київ збільшує медичний бюджет, але першою покупкою став супердорогий кіберніж»
Происшествия «До 15 років ув’язнення засуджено агентку РФ, яка допомагала росіянам наступати на Покровськ»
Мир «Правительство Италии может отложить принятие декрета о поддержке Украины в 2026 году, – Reuters»
Политика «На переговорах зі США питання гарантій безпеки для України залишилося нерозв'язаним, – WSJ»