20:10 / 24.02.2011 Общество

Лауреат Шевченковской премии: "Меня вдохновляет посредственность"

Писатель Василий Шкляр считает, что в литературе всему найдется место

 

Писатель Василий Шкляр, который в этом месяце стал лауреатом Шевченковской премии, считает, что в литературе должно быть все. Признается, что его вдохновляет посредственная книга, и что не считает количества читателей. О том, какой вкус у украинцев и что такое мусор в литературе, Шкляр рассказал в эфире одного из телеканалов 23 февраля.
«Если взять сборный вкус читателя, то хотят читать историю, любовь, мистику…Это есть в большинстве современных книг. Я думаю, что книга должна быть не нудной, чтобы в ее центре была человеческая глубокая история. Чтоб был сильный, интересный характер. Писать интересно – это с уважением относиться к читателю», - цитирует автора романа «Черный ворон» ИА «НАШ ПРОДУКТ».
Напомним, ранее Шкляр пояснил, почему иногда сомневается в том, что все политики – уроды.
«Конечно, нужно иметь свой стиль, мировосприятие, самобытность – умение подмечать что-то, чего не замечают другие.
 
Оторвана литература от современного читателя, или нет – это очень условно. У каждого писателя есть свой собственный мир, пространство. Кому-то оно приходится по душе, а кому-то нет. Я не признаю соревновательного принципа в литературе.
 
Действительно, в литературе появилось много не просто мусора, а такого откровенного эпатажа…Когда человек не знает, чем привлечь читателя, она идет на какие-то смешные вещи, несовместимые с моралью. Хотя слово «мораль» тут, может, не на месте. Я думаю, что в литературе должно быть все. Пусть оно все себе существует, бродит, и будет тем гумусом, на котором прорастет что-то большее.
 
Иногда меня спрашивают, какие гениальные книги меня вдохновляют. Так вот, часто больше вдохновляет «всячина», посредственность, особенно если она уважаема и разрекламирована. Ты тогда думаешь, что можешь лучше и садишься писать. А ведь сейчас технология пиара позволяет раскрутить любого писателя. Знаем иностранных авторов, которые у нас чуть ли не до небес подносятся, но, если разобраться, то их затребованность в обществе ниже, чем наших отечественных писателей.
 
Интернет перевернул всю шкалу ценностей. Книжку меньше читают. Но те, кто читает, это закоренелые качественно другие читатели, возможно. Нужно иметь своих читателей, и не важно, это будут миллионы, полмиллиона или сто тысяч. Как-то моего товарища российского писателя Виктора Ерофеева спросили, сколько у него читателей. И он ответил, несмотря на то что очень большими тиражами печатается за границей, так: «Наверное, немного, я же пишу для умных людей».
 
Ирина Гук