14:18 / 28.01.2011 Общество

Киевские аптеки зарабатывают на лекарствах больше положенного

Государству не удается отрегулировать цены на все медпрепараты первой необходимости

В дебрях ценообразования на медпрепараты мы разбирались на примере «Колломака». Этот препарат отпускается без рецепта и предназначен для лечения мозолей и бородавок. Действующим веществом данного лекарства является салициловая кислота, которая согласно Постановлению Кабинета Министров №333 от 25.03.2009 г. о государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, входит в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, относительно которых внедрено государственное регулирование на порядок формирования цен.

Согласно Порядку формирования цен, введенному Постановлением №333, установлена предельная 25%-я торговая (розничная) надбавка на лечебные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальные перечень. Согласно норм указанного Постановления, розничная цена товара, который реализуется через аптечную сеть, определяется по формуле:

Цр = Цз + Нтр,

где Цр – розничная цена;

Цз – закупочная цена или оптово-отпускная цена, установленная отечественным товаропроизводителем;

Нтр – торговая (розничная) наценка в установленных пределах.

Что же мы видим в аптеках? В то время как в аптеках компании ТОВ «Суматра-лтд» «Колломак» можно купить за 66 грн., в аптечной сети ТОВ «Интерфарма Украина» его стоимость составляет 73 грн., а в аптечном супермаркете «Виталюкс» за этот же препарат запрашивают 88 грн. Примечательно, что всё это мы наблюдали в аптеках названных сетей в пределах одного района Киева – Шевченковского.

Причем разница между максимальной и минимальной ценами составляет 88 – 66 = 22 грн., т.е. в том же «Виталюксе» препарат дороже, чем в «Суматре» на 33%. И это при предельной розничной наценке в 25%!

Еще более абсурдной ситуация покажется, если вспомнить о Меморандуме, который еще в середине декабря был подписан председателем Киевской госгорадминистрации Александром Поповым и котором «Багнет» еще тогда писал. Согласно Меморандуму, заключенному с 43-мя аптечными сетями, максимальная надбавки к цене была снижена с прежних 25% до 20% на более чем 200 наименований самых востребованных медпрепаратов, к которым, в частности относится и салициловая кислота.

Согласно же статье 23 Кодекса об административных правонарушениях, лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, привлекаются к административной ответственности. Нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат карается наложением на должностных лиц штрафов в размере от 5 до 10 необлагаемых налогом минимумов (не слишком строгое наказание, учитывая обороты аптечных сетей).

«Фармацевтам и провизорам нет дела до ваших болезней и ваших проблем, – говорит теперь уже бывший провизор Ирина (фамилию она попросила не называть), которая 2 года проработала в одной известных аптечных сетей в Киеве, и решила уволиться, так как не смогла смириться с тем, что там происходило. – Их главная задача – продать вам лекарство. Причем, продать именно то, на котором аптека больше заработает, а не то, которое дешевле и которое вам больше подходит. Когда я только начинала работать, моя наставница меня учила: если покупатель спросит, что вы можете предложить, ты должна предложить товар иностранного производства». По словам Ирины, за продажу такого товара представитель фармацевтической кампании дает возможность заработать продавцу от 2% до 5% его стоимости.

По словам директора Агентства медицинского маркетинга Юрия Черткова, больший контроль над производством, качеством товара и ценообразованием компания получает, создавая частные марки. «Но в то время, как доля таких марок в обороте аптечных сетей Западной Европы составляет около 45%, в Украине их меньше 1%. Поэтому нам пока остается надеяться только на Закон».

В итоге, несмотря на то, что Антимонопольный комитет периодически обвиняет поставщиков в необоснованном повышении цен на медикаменты, как видим, проблема до сих пор ждет своего решения. Хотя государство еще с осени прошлого года активно пытается сдерживать рост цен на лекарства, о чем «Багнет» писал еще тогда

Ева Лионова