12:00 / 11.12.2008 Шоу-биз

Жадан: «У нас из трагедии уже сделали какой-то «МакДональдс»

Культовый писатель и поэт Сергей Жадан дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Багнета»

12 декабря в Одессе состоится финальный концерт всеукраинского тура в поддержку альбома «Спортивный клуб армии (СКА)» литературно-музыкального харьковского проекта-тандема: культового писателя и поэта Сергея Жадана и группы «Собаки в Космосе». Симбиоз музыки ска, регги и панк с поэтическими текстами Жадана слышали в Киеве, Кременчуге, Днепропетровске, Луцке, Житомире, Чернигове, Донецке, Харькове, Ивано-Франковске и Львове. Именно во время предпоследнего концерта тура во Львове корреспондент «Багнета» пообщалась с Сергеем Жаданом.

- С чего началось сотрудничество с группой «Собаки в Космосе»? Что было первой искоркой?
- Группу «Собаки в Космосе» знаю с 1999 года. Мы тогда в Харькове проводили акцию «Украина без Кучмы». Музыканты все очень стремались, старались не лезть в политику. А мы их активно привлекали. Организовали тогда несколько совместных оппозиционных концертов. Потом наши творческие пути разошлись. В прошлом году они готовили новый альбом, и попросили меня написать слова к песням. Раньше репертуар был русскоязычным, но они решили, что украинская группа должна петь на украинском. Идея сделать что-то совместно возникла спонтанно. «Собаки» очень коммуникабельны, и легки на подъем. В прошлом году организовали первые совместные выступления в Харькове, в Польше. Впоследствии собралось достаточно композиций на альбом. Мы записали диск. Мы уже можем подвести некоторые итоги тура. Тур прошел феерично, такое впечатление, что мы - последняя рота армии, которая отступает, и что нам на пятки наступают оккупанты. То есть наступает экономический кризис, закрывают клубы, отменяют концерты, так что мы заскочили в последний вагон.

«Собаки» очень коммуникабельны, и легки на подъем

- Как себя чувствуете в роли фронтмена-вокалиста?
- Нормально. Всегда хотел адекватно читать свои стихи.

- Вам не предлагали, как многим писателям, работу на телевидении?
- Предлагали, но меня не устраивает формат. Кроме того, для работы на ТВ нужно переезжать в Киев. А я принципиально не хочу туда ехать.

- Почему?
- Во-первых, мне там не комфортно. Киев очень эгоцентричен. Во-вторых, мне в целом не нравится тенденция, когда массово съезжаются в столицу. Правда, столица – полбеды, проблема – что уезжают за границу. То, что не только люди искусства, а и техническая интеллигенция выезжают из страны, негативно сказывается на моем родном Харькове и стране в целом. Если ранее Харьков был центром науки, то теперь стал центром торговли. Там открывается огромное количество новых магазинов, торговых комплексов. Мне более симпатичен был Харьков 1980-х – начала 90-х годов.

- Как вы относитесь к тому, что ваши произведения включили в школьную программу?
- Резко негативно. Хотел извлечь их из школьной программы, но это, оказывается, невозможно. Минобразования имеет право печатать в учебниках кого захочет. У нас была открытая дискуссия с Минобразования. Они мне говорят: Ваши тексты вообще ничего не стоят, пишите вы г…о, но мы все равно напечатаем их в учебниках.

- Но ведь молодежь вас читает.
- Молодежь пусть читает. Но я не хочу, чтобы мои произведения преподавали учителя. Это быстрейший путь к тому, чтобы меня престали читать и возненавидели.

Меня уволили из-за профнепригодности

- Почему вы прекратили преподавательскую деятельность в Харьковском педуниверситете?
- Меня уволили из-за профнепригодности (смеется). На самом деле я уволился, поскольку некогда было писать романы и гастролировать, должен был постоянно находиться в Харькове, читать лекции, вычитывать рефераты.

- О чем ваш новый роман?
- Он будет этнографично-бытовым. О тяжкой судьбе «покрыток» в условиях реприватизации средств производства.

- Я знаю, вы написали сценарий к фильму.
- Да. Мы с режиссером решили его немного переделать. Сейчас переписываю. Надеюсь, в следующем году снимем фильм. Я хочу, чтобы это был украинский фильм, снятый в Украине.

- Вы видели постановку Жолдака о голодоморе?
- Я читал о ней. Мне очень не нравится эта идея. Жолдак тонко чувствует клиентуру. Если он взялся за тему голодомора, это означает, что у нас действительно проблемы с темой голодомора. У нас из трагедии уже сделали какой-то «МакДональдс». Это просто кич.

Я считаю, иногда лучше помолчать. Поскольку то, что делает наше государство, приносит только вред и вызывает агрессию и противление

- Кто в этом виноват? Политики?
- Политики виноваты во всем. Виктор Андреевич раздувает эту тему до непристойности на каждом шагу. Как в Советском Союзе отмечали годовщины войны и революции, так Виктор Андреевич теперь отмечает годовщину голодомора. Я считаю, иногда лучше помолчать. Поскольку то, что делает наше государство, приносит только вред и вызывает агрессию и противление.

- В одном из интервью вы сказали, что одной из наибольших проблем считаете проституцию.
- Очевидно, я имел в виду, что украинское общество слишком законсервировано. Наше общество не готово жить цивилизовано. Проституция существует. Мы сегодня остановились в отеле «Львов» и прекрасно все это видели своими глазами. Так или иначе, за этими запретами стоит проблема теневой экономики. Все понимают, что на не легализированной проституции кто-то зарабатывает огромные деньги, так же, как и на наркотиках, дешевом алкоголе. Тут ведь речь даже не о демократии или не демократии, а о нежелании правоохранительных и государственных структур терять свою прибыль. На сегодня в Украине доступ к наркотикам настолько легок, что их легализация никоим образом этот доступ не упростит. Поэтому, если легализировать траву, однозначно курить больше не станут.

- Какой у вас автомобиль?
- Автомобиля нет. Пользуюсь общественным транспортом.

- Не разрывают на сувениры?
- Нет. Бывает, узнают. Бывает, книгу читают, стану рядом сам почитаю (смеется).

- Это потому что вы не в телевизоре.
- Да. Поэтому я и не в телевизоре, а то пришлось бы покупать машину, Dolce & Cabana (я же не могу ходить в старых кедах, работая, например, на «Интере»).

- Машина это же комфортно.
- Машина – это, извините, геморрой.

Анна Полегенько

Фото автора