21:10 / 05.12.2008 Политика

Василий Грицак: «Как генералу, мне стыдно за Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины…»

Народный депутат прокомментировал заявления главы парламентской следственной комиссии Валерия Коновалюка

4 декабря в эфире российского телеканала «Вести» выступил народный депутат Украины Валерий Коновалюк, возглавляющий парламентскую следственную комиссию по поставкам вооружения Украиной Грузии. Валерий Ильич заявил, что Украина поставляла в Грузию зенитно- ракетные комплексы (ЗРК), фактически, чуть ли не вместе с экипажами. Чтобы продать Грузии это вооружение, ЗРК, по словам Коновалюка, снимались с боевого дежурства. Коновалюк также заявил, что парламентская комиссия располагает информацией на более чем 15-ть человек, граждан Украины, принимавших участие в этом конфликте.

 

Во вторник Валерий Коновалюк намерен обнародовать документы и все материалы комиссии в сессионном зале парламента. Чем это может обернуться для политиков и высших государственных чиновников, если обвинения Коновалюка окажутся правдой, мы поинтересовались у народного депутата Василия Грицака – генерал-лейтенанта милиции, принимавшего участие в миротворческих контингентах за рубежом, кандидата юридических наук.

 

- Василий Николаевич, как юрист, скажите, пожалуйста, против кого из должностных лиц страны направлены обвинения Коновалюка, если они подтвердятся?

 

- Если вы обратили внимание, то в выступлениях коллеги Валерия Коновалюка речь идет о ЗРК, которые (до возможной продажи в Грузию), несли боевое дежурство. То есть, очевидно, что данная техника числилась на балансе и была штатным вооружением определенной воинской части, соединения. А значит, может идти речь о том, что эта техника – составная часть Вооруженных Сил Украины, а не, скажем какая-то продукция какого-то предприятия военно-промышленного комплекса.

 

Я намерено разделяю ВПК и ВС Украины, чтобы не было путаницы с подчиненностью. Чувствуете разницу между предприятием ВПК и воинской частью? Так вот, если это было вооружение воинской части, это значит, что обвинения Коновалюка, если они окажутся правдой, адресованы прежде всего Главнокомандующему ВС Украины (а это наш президент).

 

В этом также может быть замешан совет Нацбезопасности и обороны Украины. Но, подчеркиваю – все важные решения (а снятие/постановка на боевое дежурство это исключительно важный вопрос!) жизнеобеспечения и деятельности вооруженных сил, это прерогатива президента Украины, как Главкома.

 

- Валерий Коновалюк говорил не только о технике и вооружении, шла речь о военнослужащих…

 

- Это, на мой взгляд, ключевой момент. Если выяснится, что в военном конфликте в Грузии по какому-то секретному указу президента участвовали украинские военнослужащие – это один вопрос. Военнослужащие, согласно действующему законодательству имеют совершенно особый правовой статус, определенный целым рядом законов: «Про Збройні сили України», «Про оборону України», «Про загальний військовий обов'язок та військову службу», «Про соціальний та правовий захист військовослужбовців та членів їх сімей» и т.д.

 

Помимо этого, участие украинских военнослужащих в военных конфликтах за рубежом страны, четко регламентировано Конституцией Украины, законом «Про Збройні сили України». Фактически, можно говорить о том, что военнослужащие Украины могут принимать участие в зарубежных военных конфликтах только в рамках международных миротворческих операций. А отправка наших воинских контингентов для участия в таких операциях – это согласованное решение всех ветвей власти, она не может быть осуществлена без согласия парламента, который принимает соответствующее постановление…

 

- А сколько всего было зарубежных миссий, с участием украинских военнослужащих?

 

- В рамках международных обязательств, украинские военнослужащие и личный состав МВД, СБУ принимали участие в 17- ти международных миротворческих операциях. Это были миссии ООН, ОБСЕ на территории бывшей Югославии, Анголы, Гватемалы, Таджикистана, Афганистана, Кувейта, Сьерра- Леоне, Грузии, Ирака, Ливана, Эфиопии и Эритреи. Всего в таких операциях участвовали (или сейчас участвуют) более 30 тыс. человек

 

- То есть, украинские военнослужащие таки направлялись в Грузию?

 

- Да, но это было в 1999-ом – 2005-ом году, в рамках миссии ОБСЕ. Да и то наши военнослужащие там присутствовали исключительно в качестве наблюдателей – всего было около 5 человек. Это официальная информация. А в военном конфликте в Грузии в нынешнем году – наши военнослужащие, на законных основаниях, не могли участвовать.

 

Не было на то никакого решения парламента. Не было и не могло быть. Если все-таки выяснится, что наши военные там были, по какому-то секретному указу Главнокомандующего, то это может быть квалифицировано как преступление – прежде всего, высших должностных лиц страны, направивших их туда.

 

- А если наши военспецы участвовали в войне в Грузии на добровольной основе, как частные гражданские лица?

 

- Я допускаю, что теоретически это было возможно. Могла наша власть завербовать таких людей, замаскировав их под гражданских, изъявивших желание в частном порядке присоединиться к грузинской стороне? Могла. Ведь были же там добровольцы из Прибалтики, других стран – об этом писали СМИ. В конец-концов были соответствующие заявления россиян об участии украинцев в военных действиях на стороне Грузии. Об этом заявлял заместитель начальника российского Генштаба Анатолий Наговицин.

 

- Да, но украинские власти отвергли эти обвинения…

 

- Отвергнуть-то отвергли, но скажите, зачем вообще нужно было давать повод для таких, пусть даже не обоснованных заявлений? Если вы помните, перед самым началом боевых действий в Грузии, украинская сторона направила в Грузию военных спецназовцев, которые вначале, якобы принимали участие в совместных грузино-американских военных учениях «Immediate Response – 2008», а потом еще проходили в грузинском учебном лагере горную подготовку.

 

Минобороны заявило, что вывело украинских военнослужащих прямо перед началом боевых действий. Спрашивается: что, не видел наш Главком, что идет эскалация напряжения, что уже, образно говоря, заряжены пушки? Если не видел – то почему? Потому что ему так хотелось? Я вообще, как вы знаете, считал и считаю, что поддержка Саакашвили – стратегическая ошибка Ющенко. И, кстати, заявил об этом в интервью вашему сайту открыто, еще в августе 2008-го, пока все основные политические силы отмалчивались. Более того, на третий день конфликта, когда я увидел, что руководство Партии регионов молчит, я направил от себя лично телеграмму с поддержкой Президенту и Премьер-министру РФ.

 

А ведь правоту моей позиции позже подтвердили не только российские, но и зарубежные политики. Доводы о том, что войну в Южной Осетии разожгла Грузия звучали и в Конгрессе США – об этом говорили конгрессмены Говард Берман, Дана Рорабакер, Шейла Ли. Герхард Шрёдер выступил с жесткой критикой в адрес Саакашвили, как агрессора… Словом, как генералу, мне стыдно за Главкома ВС Украины.

 

- Вы поддерживаете своего коллегу Коновалюка?

 

- Я поддерживаю взвешенную и исключительно законную позицию Украины во всех международных делах. Тем более, в таком вопросе, как применение силовых ведомств, торговля вооружением.

 

А что до работы следственной комиссии Коновалюка, то надеюсь увидеть выводы, подтвержденные документами. Ведь копья ломаются вокруг ЗРК ПВО «С-200», с помощью которых были сбиты российские самолеты Су-25 и Ту-22. Могу сказать как генерал, что до начала войны в Грузии, в грузинской армии не было специалистов, способных их обслуживать, а тем более эффективно руководить боевым применением таких комплексов – я имею в виду, как технический аспект, так и слаженную работу боевых расчетов.

 

- А что можете сказать о позиции украинского Минобороны?

 

- Я верю Коновалюку, что Минобороны, СНБО, секретариат президента всячески препятствуют его расследованию, удерживают информацию, пытаются засекретить то, что им не положено. В том, что такая практика есть, по крайней мере, в СНБО и в секретариате президента, я убедился лично, на примере никчемных разбирательств, затеянных СНБО и секретариатом по проблеме функционирования государственного документооборота Украины.

 

Беседовал Александр Драников