15:30 / 03.02.2012 Политика

Министр-коррупционер Саша-Мерседес Лавринович засекретит реестр себе подобных

Минюст возьмет под полный контроль и засекретит Единый реестр коррупционеров

Разрекламированный Единый реестр чиновников-взяточников, который Минюст разработал якобы в рамках борьбы с коррупцией, на самом деле будет «закрытым» и недоступным для широкой общественности. В Минюсте заявили, что фамилии в реестре будут указаны, однако они попадают под действие закона о защите персональных данных.

Информацию из Реестра будут предоставлять по запросу госорганам и правоохранителям. Якобы, если общественная организация или физическое лицо подозревает чиновника в коррупции, оно может обратиться к правоохранителям, а те - подадут запрос в реестр.

- Это можно смело назвать анекдотом, поскольку в таком случае общественность может узнать о коррупционере только в том случае, если она или СМИ подозревают кого-то конкретного в коррупции. К тому же не факт, что Минюст такую информацию и в самом деле предоставит, - заявил «Багнету», комментируя этот факт, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Борис Такаев.

По его словам, в таком случае полностью теряется смысл данного Реестра как средства борьбы с коррупцией. Ведь, по сути, доступ к нему будут иметь лишь высокие чиновники из отдельных ведомств - то есть те самые господа, многих из которых и подозревают в коррупционных деяниях.

- Здесь стоит внимательнее присмотреться к тому, кто именно будет «распоряжаться» данным Реестром, т.е. к главе Минюста Александру Лавриновичу. Ладно бы еще, если бы инициатива его создания и засекречивания принадлежала кристально честному чиновнику – или, по крайней мере, тому, в чьей биографии нет темных «корупционных» пятен. А Лавриновиче мы этого, как известно, уж никак сказать не можем, - отмечает Такаев.

Здесь эксперт напоминает о сильно попахивающих коррупцией недавних планах господина Лавриновича по захвату паспортной системы и «выемке» из государственной казны десятизначной суммы. Как выяснили СМИ, в первой половине января 2012 года Лавринович провел заседание в Министерстве юстиции, на котором поставил почему-то засекреченную задачу сделать все возможное, чтобы получить из госбюджета 1 750 000 000 грн. якобы на создание новой системы производства, оборота и выдачи паспортных документов, которая бы полностью подчинялась Министерству юстиции.

Однако факт в том, что такая система в Украине... давно и успешно функционирует. При этом в ЕС в один голос твердят о том, что украинские паспорта одни из лучших в мире, их надо только сделать электронными - внедрить чип с биометрическими данными. Причем такие высококачественные разработки уже давно предлагает отечественный Консорциум «ЕДАПС».

Интересно также, что в публичных выступлениях господин министр делает заявления, прямо противоположные этой информации. «Минюст не имел и не имеет никакого отношения к печати документов, это компетенция исключительно МВД», - сказал Лавринович на пресс-конференции в декабре 2011 г.

Это, заметим, не более чем свежий факт в биографии главы Минюста. Если покопаться в подноготной «законодательной работы» Лавриновича, то можно без труда найти упоминания о множественных «инициативах» Минюста последнего времени, сильно отдающих коррупционным душком. Вспомнить хотя бы подготовленный в 2011 году Минюстом законопроект «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство», открывающий доступ руководителям министерства к распилу около 1,5 миллиардов бюджетных гривен.

Можно вспомнить и скандалы, связанные с тем, что чиновник материально заинтересован в привлечении к производству украинских идентификационных документов погрязшей в коррупции немецкой компании. Защищая шкурные интересы, данный чиновник все свои усилия направил на дискредитацию принятого Верховной Радой Закона «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины».

Также не секрет, что корыстный интерес министра Лавриновича, который он имеет в паспортной сфере, заметили уже даже в Европе. В ноябре 2011 г. авторитетный немецкий журнал Der Spiegel писал о двусмысленной сделке с одной немецкой фирмой, занимающейся изготовлением электронных документов. Лавринович, якобы, запросил из украинского госбюджета 137 млн. EUR на изготовление украинских электронных паспортов в Германии. 

«Верховный блюститель закона в стране, якобы, протащил через правительство заказы для фирмы «Мюльбауэр», при том, что некая украинская фирма уже  имеет наилучшее оборудование для обеспечения 46 миллионов украинцев биометрическими паспортами. Как пишут депутаты в копии письма президенту, из бюджета была перечислена ничем не оправданная сумма в 1,5 млрд. гривен (эквивалент 137 млн. EUR) на проект «Электронный паспорт». Как далее значится в письме, «наверное, для того, чтобы поделить эти деньги с «Мюльбауэром». …в письме фирмы («Мюльбауэр» - Ред.) от 26 сентября, адресованном в Министерство внутренних дел Украины, указано, что «фактически реализованная поставка нашего оборудования в Украину», позволит осуществить проект», – писало авторитетное издание.

Что касается нынешней истории с Реестром, то, согласно официальной формулировки, держателем Единого государственного реестра лиц, которые совершили коррупционное правонарушение, выступит Министерство юстиции. Именно это ведомство, а также его территориальные подразделения получают право вносить, изымать и просматривать информацию этого реестра. Все остальные могут получить эту информацию по запросам в Минюст, то есть - на усмотрение последнего. Таким образом, нынешний глава Минюста Александр Лавринович оказывается главной фигурой, которая будет контролировать весь этот перечень украинских взяточников и коррупционеров. По его усмотрению, как мы указывали выше, в Реестр будут вносить, изымать и просматривать информацию этого документа.

Эксперты также обращают внимание на то, какая именно информация будет вноситься в Реестр. А это информация о месте работы, занимаемой на время совершения коррупционного правонарушения, статья Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях, состав правонарушения, дата и номер судебного решения, номер судебного дела. Изучив этот перечень, невозможно не изумиться: да какие тут «защищенные законом персональные данные» разглашаются? О том, что некий чиновник попался на взятке или на воровстве бюджетных денег? Ладно бы, если бы речь шла о подозреваемых в коррупции - действительно, пока суд не доказал вину, чиновника нельзя назвать коррупционером, и данные о нем разглашать было бы непозволительно. Но ведь речь о тех, чья вина полностью доказана! Отчего же народ, чьи деньги своровал тот или иной господин, не имеет права знать своих «героев» в лицо?

- Одновременно возникает вопрос: а зачем такая «борьба с коррупцией» тем самым коррупционерам, которые ее столь активно организовали? – задается вопросом Борис Такаев, - Здесь мы без труда замечаем два момента. Во-первых, сымитировать перед Европой и самими украинцами ту самую борьбу с коррупцией. Мол, все же пытается нынешняя власть бороться с коррупцией, факты-то на лицо. О том же, как именно Лавринович «помогает» евроинтеграции Украины, мы знаем и по другим примерам.

- Но куда интереснее другое: кто может на свое усмотрение вносить или удалять из Реестра данные, становится «хозяином жизни». Ведь такие возможности позволяют ему стать коррупционером №1 в Украине. И очень похоже, что вся нынешняя схема именно для этого замышлялась, - считает эксперт.