20:10 / 24.06.2011 Политика

О чем молчат украинские политики

«За кадром» - законы, реформы и глобальные проблемы

Лето-2011 станет, пожалуй, самым горячим за двадцать лет: структурные реформы и громкие судебные процессы обгоняют друг друга. Никогда политический график не был так спрессован. Не думают ли политики, что в спешке упускают что-то важное? Оказалось, - да.

Украина не поспевает за будущим…..

Если кто-то считает, что нынче в Украине действительно 2011 год, он ошибается. На самом деле, сейчас самая середина 1997-1998 года. С точки зрения политиков. Потому что страна задержалась в своем законотворческом развитии, убежден лидер фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов.

«Мы отстали в законодательном плане лет на 13, - посетовал он в эксклюзивном комментарии «Багнету», - в принятии тех законов, которые уже приняты и работают в странах СНГ». Народный депутат отметил, что «те пакеты, которые мы сейчас рассматриваем, в Казахстане были приняты еще в 1998 году».

Успешность и популярность власти, по мнению парламентария, во многом зависят от этих преобразований: «Сегодня рейтинг власти в Казахстане – 67%. У нас, к сожалению, ниже».  В то же время Александр Ефремов не стал выделять в политике темы более или менее значимые, подчеркнув, что «они все важные». 

….потому что тонет в нормативных актах

Быть может, не в темах дело, а в их обработке? 

«Знаете, есть такое выражение «текучка затягивает, - задумался об упущенных в украинской политике темах народный депутат (фракция Партии регионов), председатель Регламентного комитета ВР Владимир Макеенко. –

Мы приняли около тысячи законопроектов и изменений-дополнений к ним.…А есть еще указы Президента, постановления Кабинета Министров…  И разобраться простому гражданину в этом потоке законодательных актов невозможно». Хотя, отметил парламентарий, «юристы в восторге»: «И я все думаю: количество есть, а качество?»

Как полагает Владимир Макеенко, в текучке политики должны помнить, для кого они, собственно, трудятся: «Мы должны работать на налогоплательщика, …но выдавать такой продукт, чтобы он им мог воспользоваться в любую секунду без адвоката». Народный депутат в сложном, запутанном и нередко противоречивом украинском законодательстве склонен усматривать и питательную среду для коррупции, потому что толкователями становятся чиновники, и в этой ситуации рядовой украинец в невыгодном положении, так как «их – законов – десятки тысяч».

Противоядием могла бы стать систематизация украинского законодательства. «Знаете, о чем я мечтаю как политик с двадцатилетним парламентским стажем? Все, что мы напринимали, систематизировать в кодексы», - сказал Макеенко.

От эгоизма к глобализму

Упорная законодательная работа нередко приводит к тому, что депутаты трудятся без оглядки. И если учесть, что, как подчеркнул Александр Ефремов, мы отстали и запутались в собственном законодательном поле, - то немудрено, что нет ни времени, ни сил оглядываться по сторонам. Несмотря на то, что соседи, так или иначе, напоминают о себе, украинский политикум мало внимания уделяет геополитике, да и не только ей.

«Больше глобалистики, - считает народный депутат, председатель подкомитета по вопросам международной экономической политики Комитета ВР по экономической политике Алексей Плотников. – Роль Украины в мире, глобальные проблемы человечества, куда мы идем в эпоху изменений, например, в условиях продовольственного кризиса. Я думаю, что нам надо подниматься над какими-то мелочевками, какими-то разборками и заниматься все-таки более серьезными глобальными вещами». Кроме всего прочего, убежден Алексей Плотников, доминирование проблем глобальных над мелочными является «показателем зрелости общества».

И этот тест Украина пока что сдает с трудом. То ли внутренних вопросов слишком много, то ли времени на глобальные проблемы мало.

Что осталось «за кадром»

В украинском политикуме упрекать друг друга в том, что они не думают о будущем страны, – обязательный элемент. Однако общение с фигурантами показывает, что это далеко не так. Они понимают, что при таком темпе приходится что-то откладывать «на потом». Парадокс заключается в том, что все отложенное через какое-то время выныривает в виде спешного.

Александр Ефремов говорил о пакете законопроектов, которые Казахстан принял в конце 90-х. Именно в 1998 году это государство первым в СНГ отважилось на пенсионную реформу. Схема преобразований до боли напоминает ту, из-за которой ломаются нынче копья в украинском политикуме, -  запуск накопительной системы. В Казахстане 10% доходов каждый обязан отчислять к Госнакопительный фонд и сколько угодно – в частные структуры. Солидарная система жива до сих пор, но до 2040-2050 годов она исчезнет.  Возраст, кстати, там тоже поднимали, как и отменяли все льготные пенсии.

Судя по тому, сколько сейчас обсуждается и принимается кодексов, проблема, о которой рассуждал Владимир Макеенко, давно стала суперострой. Первая волна новых кодексов прошла в 2001-2003 годах, когда были приняты много кодексов, в частности, Уголовный, Гражданский и, пожалуй, самый громкий – Земельный. Вторая волна подошла сейчас. Налоговый кодекс, готовящиеся Жилищный и Трудовой, а также Уголовно-процессуальный.

А с глобализацией сложнее. Не столько потому, что свои мелочи ближе, чем проблемы планетарного масштаба. Та же Верховная Рада постоянно что-то ратифицирует, а буквально на днях Президент Виктор Янукович принял участие в сессии ПАСЕ. От глобальных тенденций вообще трудно спрятаться.  Вопрос в другом: реагировать, когда они уже есть, или переходить к моделированию будущего?

Лилия Фоменко