14:54 / 25.02.2011 Политика

Когда Украина раскроет свой инвестиционный потенциал

Евро-2012 обещает стране хорошие перспективы, однако нужны конкретные действия властей, а не декларации

Объем инвестиций в Украину медленно растет, правительство строит радужные планы, активно занимаясь реформами, однако ряд основополагающих проблем остается на своих местах. Теневая экономика, коррупция, недобросовестная конкуренция… Каким образом власти рассчитывают за три года привлечь сумму, которая в три раза превышает объем вложенных с 1995 г. средств – непонятно. Да и на этот год прогнозы выглядят слишком оптимистичными.

Одним Налоговым кодексом инвесторов не заманишь

За последний год, по данным Госкомстата, Украина привлекла прямых иностранных инвестиций всего лишь на 6% больше, чем в кризисный 2008 г. Но основной рост пришелся на финансовый сектор, за счет увеличения уставных капиталов банков, тогда как промышленность оказалась даже в минусе. Власти утверждают, что инвестклимат у нас улучшается, тогда как в глобальном рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса наша страна за прошлый год ухудшила свои позиции на два пункта.

Большие надежды чиновники связывают с Налоговым кодексом и процессами дерегуляции – упрощением разрешительной системы, сокращением видов деятельностей, на которые необходима лицензия. Однако, эксперты уверены, что говорить о позитивах на сегодняшний день преждевременно.

По словам исполнительного директора Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Анны Деревянко, поспешное принятие Налогового кодекса внесло сумятицу в работу компаний. «Многие сталкиваются со сложностями, связанными с тем, что нормативные акты не проработаны и не согласованы с Налоговым кодексом, и в силу этого ни налоговая служба, ни бизнес-сообщество не знают, как имплементировать отдельные нормы. Само принятие кодекса – это позитивный момент, но заметного положительного влияния на инвестиционную среду он не оказал. Мы надеемся, что сможем ощутить это уже через какое-то время. Но пока идет притирка к новым условиям», - отметила эксперт.

Что же касается дерегуляции, то здесь все упирается в практику. «Инвесторы шутят - какая разница сколько разрешений, если их все равно невозможно получить. Для бизнеса важно легко работать и платить налоги в бюджет, развиваться и создавать рабочие места, а не бороться за то, то чтобы получить бумажку. Поэтому хорошо, что у нас набрал обороты законодательный процесс, но Президенту и его команде нужно задаться целью, чтобы на практике реализация инициатив была отшлифована», - говорит Деревянко.

В то же время директор научно-консультационного центра «Инвестсервис» Владимир Брунько заявляет, что законодательные изменения являются скорее некими точечными инициативами, которые не оправдывают ожиданий бизнеса.

«Все это выглядит как половинчатое решение, которое не отвечает современным условиям. Мы слишком отстали от других стран, чтобы действовать их методами. Это значит просто бежать сзади и глотать пыль, а победить можно только, приняв какие-то кардинальные решения. Если бы в налоговой сфере были какие-то революционные новшества, тогда мы могли бы говорить серьезно о том, что это поможет привлечь инвесторов. Например, правильным решением было бы ввести налог с оборота вместо всех остальных налогов, а также уменьшить нагрузку на фонд оплаты труда, что позволило бы вывести бизнес из тени», - уверен он.

Коррупция всему голова

Однако ключевая проблема, которая беспокоит бизнес – это коррупция. Занятно, что одновременно со вступлением в действие Налогового кодекса с 1 января утратил силу закон о борьбе с коррупцией. Народные депутаты в течение прошлого года обсуждали соответствующие проекты, но к общему мнению так и не пришли. Эксперты отмечают, что для инвесторов важна не только простота ведения бизнеса, но и прозрачность процедур регистрации и учета, а также возможность защитить свои права в суде.

Как признается Деревянко, многие компании иногда даже избегают обращений в суды, понимая, что защитить свои интересы невозможно прозрачным образом. По ее словам, в бизнес-сообществе звучат разные оценки коррупции. И по некоторым замечаниям ее уровень снизился. Однако большинство компаний, которые объединяет Ассоциация, говорят об усилении проявлений коррупции за последние несколько кварталов.

«Коррупция - серьезный барьер для того, чтобы в Украину пришли крупные международные компании, которые ценят именно прозрачность и не могут по-другому. Этот фактор отпугивает их от нашего рынка», - подчеркнула Деревянко.

Эксперт Международного центра перспективных исследований Максим Борода сравнивает последние реформаторские действия властей с ситуацией, когда хозяин дома, в котором протекает крыша, чинит вместо нее окна или двери. «То, что делается сейчас – правильно, но недостаточно, и оно не будет иметь результата, если не будут меняться фундаментальные вещи. Изначальный подход неправильный и это не позволяет добиться улучшения инвестиционного климата. Стоит вспомнить пример Грузии, где были не просто точечные реформы, а комплексная государственная политика, в которую включался значительный антикоррупционный компонент», - говорит он.

Негативно влиять на инвестиционную привлекательность продолжают и такие факторы, как увеличение давления на бизнес, лоббизм бизнес-групп, а также жесткое администрирование. Так что планировать свою работу в Украине инвестору сложно.

«Ко всему можно привыкнуть, кроме неопределенности. Многие вещи для бизнесмена тяжело оценить и принять решение. Это один из главных факторов. Так, в ряде секторов правительство принимает такие решения, которые направлены на государственную монополизацию. Это нарушает бизнес-планы и отпугивает инвесторов. В первую очередь, это касается энергетики и зернового рынка», - отмечает Брунько. 

Неудивительно, что главным инвестором в Украину продолжает оставаться оффшорный Кипр, куда также больше всего инвестиций направляется из нашей страны. И поскольку Кипр входит в Европейский Союз, то в официальной статистике нашего главного инвестора нередко называют обобщенно и весьма солидно – страны ЕС.  

Проигрываем на фоне остальных

Несмотря на все, власти продолжают держать бравый вид. Вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников даже как-то предложил корпорации Microsoft разместить в Украине свое производство. Хотя, по большому счету, это вопрос риторический.

Эксперты отмечают, что по сравнению с другими странами мы не выдерживаем конкуренции, и инвесторы охотнее принимают решения в пользу других стран, как Восточной Европы, так и Азии, развивающимися наиболее быстрыми темпами. В Украине есть высококвалифицированные специалисты, удобное геополитическое расположение, плодотворные земли, и другие факторы, но этого пока недостаточно.

«Если Украина будет проводить только пиар-кампании, не концентрируясь на улучшении инвестиционного климата в стране, то мы продолжим отставать. Потенциал был и остается огромным. Но когда же он, наконец, раскроется – это вопрос», - отметила Деревянко.

Правительство излишне оптимистично

В этом году правительство ожидает привлечь 100 млрд гривен прямых инвестиций, а это практически вдвое больше, чем в прошлом. Учитывая, что радикальных перемен в Украине не произошло, такие планы поддаются сомнению.

«100 миллиардов гривен инвестиций — это красивая «круглая» цифра. Государство не сможет обеспечить такой объем инвестирования, соответствующий приблизительно трети всего госбюджета Украины. Правительство не уточняет, что имеется в виду под данным показателем. Если это доля всех инвестиций в ВВП, то тут нет никакой новости: данный показатель уже давно (с 2006 года) превышает 100 миллиардов гривен, и не опускался ниже даже во время кризиса», - говорит директор департамента аналитики инвесткомпании Astrum Investment Management Алексей Блинов. По его оценкам, приток ПИИ в Украину в 2011 г. составит около $7 млрд, что почти на четверть превышает показатель прошлого года.

Вместе с тем есть и более приземленные прогнозы, сулящие рост инвестиций максимум на 10-15%.

 В целом, учитывая, что через год мы будем принимать Евро-2012, можно сказать, что на определенный рост инвестиций Украина просто обречена, что бы правительство ни делало. Конечно, если не случится глобальных катастроф. Но приток мог бы быть больше даже той суммы, которую озвучивают власти. Только для этого нужны конкретные действия, без которых сколько не зазывай инвесторов, сколько не рассказывай им о принятых законах, не работающих на практике, а толку не будет. 

Деревянко обращает внимание на тот факт, что компании, которые сейчас работают в Украине с экспортно-импортными операциями, могли бы через какое-то время подумать об организации здесь производства, чтобы обслуживать не только внутренний рынок, но и внешние. Однако, в условиях такого инвестклимата не все еще готовы так рисковать своим капиталом

Между тем Борода напоминает, что менее рискованным для инвестора является вложение не в новое, а уже налаженное производство посредством приватизации предприятия. Тогда на порядок проще просчитать риски и спрогнозировать прибыль. Украине пока есть что продавать, привлекая ресурсы в бюджет. Но количество этих объектов ограничено и что будет, когда все их приватизируют?!

«Одно дело инвестировать в существующее производство и совсем другое - это создавать что-то новое. Именно создание нового является основой для дальнейшего стабильного экономического роста», - подчеркивает эксперт.

Но пока реальных условий для прихода крупных иностранных производителей в Украину нет, правительству лучше не обольщаться на этот счет. Потому что неподкрепленные ничем прогнозы потом очень неприятно бьют по рейтингам. Пока власти не могут сладить со своим бизнесом, выведя его из тени, что можно говорить об иностранных компаниях.

Светлана Сугак