13:55 / 05.08.2009 Здоровье

Кожа – зеркало нервной системы

Медики намерены использовать клетки кожи для диагностики заболеваний нервной системы

 

Изучая влияние гормонов на процесс старения кожи, немецкие медики обнаружили ряд неожиданных особенностей этого процесса.

Едва ли процесс старения человека отражается на каких-то органах сильнее - или, по крайней мере, заметнее, - чем на коже. Она делается все более морщинистой, сухой и тонкой. Даже самые эффективные косметические средства не в состоянии этот процесс затормозить, сообщает deutche welle.

Какие внешние факторы и почему способствуют старению кожи, изучено довольно хорошо. Известно, например, что воздействие ультрафиолетового излучения, то есть загар, заметно ускоряет этот процесс. Однако внутренние механизмы старения кожи, влияние старения организма в целом на наружный кожный покров, исследованы пока недостаточно. Особый интерес в этом смысле представляют сальные железы - их клетки производят липиды, придающие молодой коже упругость, эластичность и шелковистость.

«Сальные железы играют особую роль в нашей коже, - поясняет дерматолог Евгения Макрантонаки (Eugenia Makrantonaki), сотрудница Института фармакологии и токсикологии берлинской клиники Charité. - Эти железы синтезируют множество гормонов, гораздо больше, чем другие клетки кожи. Поэтому мы считаем сальные железы своего рода мозгом кожи, регулятором всех происходящих в ней процессов».

Гормональный обмен

Исследовательница сосредоточила свое внимание именно на гормональном обмене, поскольку он играет ключевую роль в процессах естественного старения. С возрастом концентрация эстрогенов, андрогенов и факторов роста в крови понижается, и это отражается на клетках кожи, однако конкретные механизмы такого воздействия во многом оставались загадкой для исследователей.

Поэтому Евгения Макрантонаки решила воспроизвести процесс гормонального старения в лабораторных условиях - на культурах клеток кожи. При этом в одну чашку Петри с клетками сальной железы исследовательница добавила коктейль из важнейших гормонов в концентрациях, типичных для 20-летних женщин, в другую - гормональный коктейль, характерный для 60-летних женщин.

Сравнив между собой клетки, культивированные в этих двух средах, Евгения Макрантонаки выявила значительные различия в их биологической активности, в том числе и в экспрессии генов. Примерно в 6 процентах исследованных фрагментов ДНК у «состаренных» клеток обнаружилось заметное снижение активности по сравнению с «молодыми». Затронутыми оказались все гены, о которых уже и раньше было известно, что они причастны к регуляции процессов старения, так что тут о сенсации говорить не приходится.

Но в то же время исследовательница обнаружила и нечто совершенно неожиданное. «Наш гормональный коктейль повлиял также на те гены, которым обычно активность свойственна лишь в нервных клетках, - говорит Евгения Макрантонаки. - У этих генов менялась способность к транскрипции в зависимости от гормональной среды, в которой культивировались клетки. Самое же интересное заключается в том, что среди этих генов оказались и те, что причастны к развитию нейродегенеративных заболеваний. Получается, что клетки кожи могут служить источником информации о состоянии нервной системы».

Заманчивые перспективы

Иными словами, гены, ответственные за развитие болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера, вдруг оказались активными и в клетках кожи. Это первый - пусть пока и косвенный - признак того, что возникновение этих возрастных заболеваний может быть связано со снижающейся концентрацией гормонов в крови.

Но самое перспективное, по мнению медиков, - это идея использовать клетки кожи для диагностики заболеваний нервной системы. «Сейчас в рамках нового проекта мы изолируем клетки кожи пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, чтобы попытаться выявить некоторую корреляцию, - говорит Евгения Макрантонаки. - Может оказаться, например, что у таких больных в клетках кожи имеет место экспрессия каких-то дополнительных генов. Не исключено, что мы обнаружим некие особенности, которые позволят нам на основании анализа клеток кожи заранее предсказывать развитие нейродегенеративных заболеваний».

О таких перспективах можно только мечтать! Ведь изъятие пробы кожи - процедура гораздо более легкая и для врача, и для пациента, чем биопсия нервной ткани. Уже не говоря о том, насколько упростится и ускорится разработка новых лекарственных препаратов для терапии болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона, если их испытания на эффективность и безопасность можно будет проводить на клетках кожи в клеточных культурах.