21:12 / 05.04.2023 Происшествия

Международное внимание уже отвлечено от расследования теракта в Оленивке, - мнение

8 месяцев прошло с тех пор, как россия совершила террористический акт против украинских военнопленных в Оленовке, но многих тяжелораненых пленных до сих пор не вернули в рамках обмена, рассказала глава ИГ "Семейства Оленевки", инициатор от группы семей раненых Анна в комментарии Цензор.НЕТ.

"29 июля после 9 утра мы начали из СМИ узнавать, что произошел теракт в Оленовке. 30 июля у нас были опубликованы списки раненых и погибших. Семьи с ними ознакомились и поняли, что ориентировочно именно эти семьи касаются этого горя. Дальше у нас был полный шок Оказалось, что в ВР было внесено постановление №7627 о том, чтобы ВР обратилась к международным организациям, к представителям НАТО, независимой гуманитарной миссии "Врачи без границ", и это голосование было провалено, оно набрало лишь 189 голосов из 226. Потом уже общество возмутилось,  это были даже не семьи, а неравнодушные люди. Начали создавать петицию, и 30 августа за это постановление все же проголосовали. Но в нем принято было исключить словосочетание, что ООН и МКХЧ выступали гарантами жизни и здоровья украинских военнопленных, вышедших в плен с территории завода "Азовсталь", - отметила она.

По ее словам, затем ООН упразднила расследование.

"11 октября прибывает 62 тела в Украину и говорят, что среди них есть тела из Оленевки. Сколько там именно из Оленевки мы не знаем, потому что идентификация тел до сих пор не проведена. То есть официально только 4 семьи похоронили своих бойцов. Все остальные тела до сих пор находятся на верификации.Относительно пленных, обмены идут, 39 обменов проведено, возвращают раненых, но именно этих людей, пострадавших во время теракта, которые получили тяжелые ранения, их не освобождают.И мы, как семьи пленных, объединились в сообщество "Семейства Оленевки" и начали действовать самостоятельно. Начали проводить встречи с уполномоченными лицами, требовать создания отдельного кейса по Оленевке, то есть чтобы нас, почти 200 семей, выделили и начали с нами работать.

В результате мы столкнулись с тем, что нам задают вопрос: "Почему мы должны выделить этих людей? У нас все одинаковые, мы никого не выделяем". И мы начали напоминать нашим уполномоченным лицам, что именно этих бойцов по отдельному составу, по имениному списку, перевели в ангар на промзону и взорвали. То есть, нас беспокоит тишина внутри страны, что мы должны внутри страны доказывать своим людям, что это было массовое убийство. На сегодняшний день оно не признано терактом. И Ассоциация семей защитников "Азовстали" нам предложила помощь, обратиться в адвокатское бюро "Barristers", именно эти люди сейчас помогают нам ускорить, сделать ДНК возвращенных тел, чтобы семьи могли достойно похоронить бойцов. Чтобы теракт был признан терактом. Чтобы мы могли объединить по двум категориям погибших и раненых к одному следователю. Чтобы этим занималась Генпрокуратура, потому что на вопрос прямо уполномоченным лицам, кто занимается проблематикой теракта ответа нет. Есть какой-то следователь, но оказалось, что следователь занимается только погибшими. Но есть раненые. Кто занимается этим?", - сказала Анна.

Она отметила, что списки до сих пор неверифицированы.

"Но в опубликованных списках РФ были повторявшиеся фамилии. То есть в списках погибших и в списках раненых. Это были двое мужчин. Внизу было дополнение, что двух человек не довезли в больницу. То есть, наверное все подумали, что если фамилии дублируются, то это и есть эти люди.Это неправда.Они живы.Они в русском плену, их снимали на видео, они давали интервью.Рассказывали о событиях той ночи.Но, к сожалению, действительно, двух людей не довезли. Но эти люди в списке раненых. Один из них – это Солонский Владислав, его уже похоронили. Он был подтвержден Международным комитетом Красного креста.

В борьбе за справедливость за возвращение наших пленных, ожидающих квалифицированной медицинской помощи уже 8-й месяц. Семьи оказались один на один. Нам тяжело получить встречу на более высоком уровне. То есть Координационный Штаб и его консультанты не могут ответить на наши вопросы. Они понимают нас, но это не входит в поле их полномочий. Поэтому мы планируем встречу с Лубинцем, надеемся, что она состоится. И надеемся, что нас услышит Офис Президента. Чтобы мы могли пообщаться, сообщить о своей проблеме. Услышать, что делается, потому что мы видим только отмену расследования. Неделю назад был доклад ООН, в котором вообще ничего не сказано о теракте. Мы уже пошли с таким лозунгом, что "Семейства Оленивки" объединились для того, чтобы теракт не был списан", - добавила она.

Она отметила, что Координационный штаб предложил написать письмо и пообещал посодействовать встрече с Офисом Президента.

В то же время, по ее словам, тела уже полгода, после того, как прибыли во время обмена, находятся в морге.

"За это время ничего не удалось почему-то сделать. Какие-то предварительные подтверждения есть, но не двигается с места. Именно ДНК анализ почему-то затянут уже на полгода. Понимаем, что тела достаточно повреждены, но полгода... Туда постоянно обращаются, нам уже помогает в этом полк, подключились юристы, чтобы ускорить эту процедуру, непонятно почему так долго это происходит.

Также мы хотели обратить внимание, что наши тяжелораненые пленные, которые во время теракта получили уже второе ранение. Это ранение не на поле боя, освобождены были только 9 человек. Семь из них были тяжелоранены в списке РФ, двое не попали в больницу, но получили ранения и остались на территории Оленевки. 8 уволили 21 сентября и одного - 31 декабря. Почему не возвращают людей, нам не объясняют. Единственный ответ, что "мы никого не выделяем", – пояснила она.

В настоящее время поднят вопрос, чтобы создать два производства - относительно вероятной гибели и ранения.

"Чтобы по ним следовало и у определенных выделенных следователей. Потому что дела пленных находятся у разных следователей. Это на столько все хаотично было, что мы пытаемся привести это в порядок", - подытожила она.

Подготовила: Нина Петрович