17:41 / 14.03.2012 Украина

«Украинское законодательство обогащает российских импортеров книг», - эксперт

О проблемах книгоиздателей корреспонденту «Багнета» рассказал президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин

Вопрос издания книг в Украине очень тесно взаимосвязан с проблемой уровня образования и духовности нации. Информация, передаваемая посредством телевидения или через Интернет, зачастую, не структурирована и не способствует системному упорядочиванию знаний. В целом получить качественные знания можно исключительно из книг. Но, к сожалению, украинское правительство, в отличие от властей развитых европейских стран и России, не то, что не уделяют внимания развитию книгоиздательства, а своей бездеятельностью попросту уничтожает его.

О современных проблемах книгоиздателей и упадке отечественной книги корреспонденту «Багнета» рассказал президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей, член Коллегии Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины Александр Афонин.

 

Александр Васильевич, чем же украинский книгоиздатель проигрывает российскому? За счет чего, книги, напечатанные в России, доминируют на украинском рынке?

- Одной из проблем является то, что сегодня в Украине нет практически ни одной сети книжных магазинов, имеющей «украинские корни». Это в основном российские, австрийские или польские сети, которые обеспечивают свою ассортиментную базу за счет российских книгоиздателей. Но, если крупные украинские издатели еще могут пробиться в эти торговые сети, то мелкие издательства просто игнорируются. В случае если украинскому издательству все же удается попасть на торговые прилавки, владельцы сетей выставляют свою наценку на 150% выше стоимости книги. И они, опять-таки, становятся неконкурентоспособными.

- А если работать, например, с мелкими торговыми точками не в столице? Казалось бы, можно наладить личный контакт с продавцом…

- Те несчастные магазины и точки, которые есть в регионах, тоже предпочитают торговать российской книгой, потому что ее подвозят и дают. Продавец на востоке Украины не дождется поставки книги из западной части страны. Украинский мелкий издатель не сможет книгу доставить, а мелкий торговец не сможет поехать и забрать ее.

Кроме того, огромное количество литературы в Украину завозится контрабандным путем. Особенно через восточную границу, через Белгород, через Ростов. В основном это та литература, которая попадает на книжные рынки. Попадая на рынки, книга не контролируется никакими службами. Ведь в Украине распространитель не обязан декларировать источники получения своего товара. Фура привезла товар, книги развезли по точкам, и товар растворился. Поэтому, контрабандная книга российского производства на рынке имеет совершенно другую цену и доступность.

 

- А каким образом российские издатели, легально привозя свою литературу из-за границы,  выигрывают у отечественных в цене?

- Прежде всего, это объясняется тиражом выпущенных книг. На сегодняшний день средний тираж российской книги составляет около восьми тысяч экземпляров. В Украине же, средний тираж, даже с учетом учебников, составляет 1800 книг. Цены на сам процесс производства в России и Украине отличаются несущественно, но очень велика разница в окупаемости, ведь если равные затраты раскладываются на 8000 книг и на 1800, то окупить себя может тот тираж, который больше.

- Разница в тираже, зависти от особенностей рынка?

- Это и особенности российского рынка, и более высокая покупательская способность, но главное – это активная популяризация чтения. В России уже около шести лет реализовывается государственная программа по популяризации чтения книг, которая достаточно хорошо финансируется. За средства, выделяемые в ходе реализации этой программы, например, активно обновляются читательские фонды библиотек страны, а издатели, благодаря этому, поддерживают высокий средний уровень книжных тиражей.

- Это российское ноу-хау? Или подобный опыт есть и в других странах?

- Подобные программы есть во многих европейских странах. Это Британия, Германия, Австрия, Польша и другие страны. Причем контроль, над реализацией таких программ, осуществляют непосредственно первые лица государства. Например, еще в середине 80-х годов, британские ученые заявили, что «информация убивает знания» и, если государство хочет сохранить свой кадровый ресурс, научный потенциал и дать возможность развития молодому поколению, оно должно активно пропагандировать книгу и знания, которые дает книга. Более того, во многих странах, раз в два года проводится специальное тестирование детей от 8 до 15 лет. Данные этих тестов отображают, способен ли ребенок в 8 лет читать, как он воспринимает прочитанное, насколько он способен сформулировать полученную информацию. Уже в 15 лет, тесты демонстрируют, что ребенок использовал из знаний, полученных из чтения литературы в реальной жизни, как это помогло ему.

- Есть ли подобные программы в Украине?

- В Украине таких программ нет, как не ведется у нас и пропаганда чтения книг. В лучшем случае, в СМИ появится информация о том, что вышла та или иная книга, да и то, если издатель заплатит за ее рекламу. Но системной программы популяризации чтения у нас нет. В Украине уже не говорят о том, что чтение книг способствует развитию интеллекта, эрудированности, развитию личности. Системы развития книжного дела, через стимуляцию личностного развития человека в Украине нет.

Хотя в Украине были проекты программ пропаганды чтения и развития книгоиздательства. В частности, Кабинетом министров Украины были утверждены две концепции программ. Одна из них это программа, предложенная Госкомтелерадио, о поддержке книгоиздательской продукции в Украине, вторая - программа поощрения чтения, предложенная Министерством культуры. Эти проекты пролежали три года, пока в прошлом году, межведомственная комиссия не объединила эти концепции. Новый проект программы поддержали в Министерстве образования, Министерстве культуры и даже в Министерстве экономики. Но, на Министерстве финансов она споткнулась. Объяснение звучит странно, и если с тезисом, что на это нет денег – можно согласиться, то второй тезис совершенно непонятен. Согласно объяснению Минфина, такая программа не соответствует программе реформ, утвержденной на 2010-2014 годы, по превращению Украины в высокоинтеллектуальное, конкурентоспособное государство. То есть, по мнению Минфина, программа развития чтения не соответствует программе превращения Украины в высокоинтеллектуальное, конкурентоспособное государство… Совершенно непонятно.

- А как же законы, которые, якобы способствуют развитию книгопечатного дела?

- Законы, действующие в Украине, просто несколько облегчают само производство книг. Но опять же, например, льгота по налогу на прибыль работает только на крупных производителей. Для издательства, где нет крупного оборота, льгота по налогу на прибыль не имеет никакого существенного значения.

- Заинтересован ли украинский капитал  инвестировать в современное книгоиздательство?

- Вообще, украинскому бизнесу, ориентированному на такие отрасли, как металл, химия, в которых уровень рентабельности достигает 100-200%, книгоиздатели не интересны. Поэтому банки кредиты не дают, а со стороны инвестиции не поступают.  Издательское дело рентабельно на 15-20%, но в течение года и этот показатель падает. Книга - это товар долгой реализации, а по мере того, как уходит время, рентабельность расходуется на содержание склада, на логистику, на зарплату персонала и прочие моменты. Это для Европы, рентабельность в 15% кажется достаточной, и там деньги в книгоиздательство поступают из других сфер предпринимательства.

В общем, картина выглядит довольно печальной. Имея большой потенциал, украинское законодательство уничтожает своих производителей и обогащает российских импортеров книг. Но самое главное, это то, что уровень духовности и интеллектуального развития нации снижается с каждым годом. Может быть, именно это и нужно украинской власти?

 

Иван Добровольский