10:18 / 21.12.2010 Политика

Россия: от бытового убийства к нацистским погромам

Убийство болельщика Спартака Егора Свиридова повлекло за собой массовые акции, которые часто имели националистический оттенок

Драка между футбольными фанатами и выходцами из Дагестана на Манежной площади в Москве вылилась в межэтнический конфликт, чреватый долговременными политическими последствиями. Убийство болельщика Егора Свиридова стало поводов для выступлений неонацистов радикальных групп кавказской молодёжи и закономерного закручивания гаек со стороны власти. Ситуация получила широкий резонанс и за пределами России, в том числе в Украине. Сегодня на всех уровнях ведутся серьёзные споры о возможности повторения похожей ситуации и у нас.

Восстановим ещё раз хронологию событий:

В ночь на 6-е декабря происходит драка, в которой участвует около 10 человек. С одной стороны - болельщики Спартака, с другой - выходцы из кавказских республик Российской Федерации. Именно национальный аспект этой драки позже будет муссироваться в политических выступлениях и в СМИ. В ходе драки Аслан Черкесов несколько раз стреляет в Егора Свиридова из травматического пистолета, один из выстрелов делается в голову, в упор. 

7-го декабря возбуждается уголовное дело против убийцы и его спутников. Футбольные фанаты планируют мирные пикет около прокуратуры «в поддержку расследования». Параллельно с этим в блогах и социальных сетях начинает широко рекламироваться акция 11-го декабря на Манежной площади, она носит уже ярко выраженный политический окрас «против этнического бандитизма».

8-го декабря становится известно, что всех участников драки кроме Аслана Черкесова выпустили под подписку о невыезде. Решение следователей критикуют в прокуратуре и следственном комитете. Позже оно встретит критику и со стороны Президента. Нарастает градус недовольства, столь мягкое отношение к участникам драки воспринимают как пример коррупции.

11-го декабря – «погромы на Манежной площади». Центральное событие. По разным оценкам, на митинг выходят от 3000 до 10000 человек, эксперты склоняются к 6000 тысячам. Требование наказать убийц Свиридова смешивается с националистическими и ксенофобскими лозунгами. Среди участников и заводил на митинге замечены активисты организаций ДПНИ, Русский Образ, запрещённый Славянский Союз. Невзирая на то, что акция позиционировалась в первую очередь как выступление футбольных фанатов, крупные фанатские объединения её не поддержали.

После митинга происходят спонтанные избиения выходцев из Кавказа и Средней Азии. Поведение ОМОНа привыкшего жестко разгонять любые мирные оппозиционные выступления, относительно гуманно, что разные эксперты объясняют как недостаточной готовностью правоохранителей к массовой акции, так и лояльностью. Хотя сила всё-таки применяется, и среди митингующих есть пострадавшие.

16-го декабря - несостоявшийся ответный митинг кавказцев. Информация о нём распространяется в первую очередь через социальные сети, в том числе и с подставных, явно провокаторских анкет. Часто используется агрессивная националистическая риторика, являющаяся отражением высказываний русских нацистов. Одновременно с митингом кавказцев планируется ответный митинг фанатов и националистов. Массовых столкновений не происходит, но интернет кишит сообщениями о резне в метро, о группах кавказцев, охотящихся на футбольных фанатов, об отрядах самообороны, которые курсируют по городу. К Москве присоединяются регионы, по всей стране проходят небольшие митинг, часто с ксенофобской риторикой, параллельно с этим возрастает уровень насилия на национальной почве.

18-е декабря - акция «Национал-Демократического Альянса» перед Останкино. Необходимо уточнить, что в России под термином «национал-демократ» подразумевается не совсем то же, что в Украине. Русские национал-демократы, как правило, выступают за выделение русской национальной республики (иногда за выход из Российской Федерации). При этом наиболее радикальные их них используют риторику белого расиализма и сепаратизма.

Митинг нацдемов и сочувствующих собирает несколько десятков человек. По утверждению организаторов, ещё 300 участников, не были допущены на акцию.

На митинге прямо озвучено требование, которое до этого витало в воздухе: отделение Кавказа от России и закрытие границ.

Конфликт далёк от завершения, но уже понятно, что новых выступлений, подобных 11-му декабря, не предвидится. В своём выступлении президент Дмитрий Медведев весьма жестко высказался о беспорядках и призвал пресекать их всеми возможными способами, подвергая участников и организаторов не административному, а уголовному преследованию. Владислав Сурков, которого считают главным создателем и идеологом прокремлёвских молодёжных движений, прямо обвинил в прошедших беспорядках либеральную оппозицию, утверждая, что это она «сделала модными несанкционированные акции протеста», явный намёк на Стратегию-31 и «Марши Несогласных». Пресекаться будут не только политические выступления, особый интерес со стороны центра по борьбе с экстремизмом ждёт и аполитичных футбольных фанатов, в их среде говорят о тотальной зачистке перед Чемпионатом 2018 года. От «охоты на ведьм» страдают также левые активисты и антифашисты, которых трудно заподозрить в причастности к националистическим акциям. Усиление борьбы с экстремизмом коснётся всех сил, как-либо конфликтующих с властью.

На этом фоне всё больше говорят о спланированной провокации, тем более, что среди участников беспорядков на Манежной замечены члены прокремлёвских обществ НАШИ и Румол. Известны и их связи с околофутбольными кругами, услуги фанатов использовались для охраны митингов и нападений на политических противников, в первую очередь на сторонников Эдуарда Лимонова.

Беспорядки на Манежной Площади и рост национализма, как русского, так и кавказских народов, тактически выгоден Кремлю. Борьба с фашизмом способна оправдать в глазах международного сообщества любые политические репрессии, а борьба с этнической преступностью добавит власти политических очков внутри страны. Но не стоит списывать всё на игры кремлёвских политтехнологов. Высокий уровень бытовой ксенофобии в Российской Федерации - это реальный факт. Неизбежно будут появляться силы, которые попытаются политизировать ксенофобию и использовать национальный популизм в своих интересах.