10:45 / 09.11.2017 Экономика

Где окажутся яйца Коболева? Менеджеры Нафтогаза лихорадочно ищут себе новых защитников и благодетелей за рубежом, пытаясь "торговать" им то, что принадлежит украинскому народу – газотранспортную систему Украины

Андрей Коболев и Юрий Витренко встречались с Джорджем Соросом в Лондоне. Об этом говорится в приказе №362 от 1 ноября 2017 года, подписанным самим Коболевым. Глава «Нафтогаза» и его коммерческий директор должны были обсудить с ним вопросы «энергетической безопасности и реформирования «Нафтогаза», говорится в документе.

Срочность консультаций по реформированию госмонополиста возникла вскоре после того, как комиссия по расследованию причин невыполнения «Нафтогазом» плана действий по передаче активов вынесла свое решение. Им рекомендовано передать Минэнергоугля полномочия по управлению пакетом акций «Укртрансгаза».

«Внести изменения в Устав НАК "Нафтогаз Украины", которыми предоставить общему собранию компании полномочия по управлению ПАО "Укртрансгаз" с последующей передачей Минэнергоугля полномочий по управлению пакетом акций ПАО "Укртрансгаз", - говорится в протокольном решении

Решение комиссии грозит нынешнему менеджменту «Нафтогаза» потерей контроля над финансовыми потоками, поступающими от транзита газа, а вместе с ними – и имиджа эффективных менеджеров. После того, как «Укратрансгаз» будет переподчинён Кабмину, Нафтогаз лишится 3 млрд. долл. выручки за транзит российского газа, которые позволят сформировать годовой отчет с впечатляющей суммой прибыли по итогам года.

Ни для кого не секрет, что позитивные результаты деятельности Нафтогаза сформированы выручкой полученной от российского монополиста Газпрома. «За первое полугодие 2017 года «Нафтогаз» получил почти половину своей прибыли – 15,5 млрд. гривен из 23,3 млрд. чистой прибыли - именно от транспортировки природного газа", - констатирует Наталья Кацер-Бучковская, народный депутат Украины. Аналогичной была ситуация и предыдущем году, когда прибыль от транзита составила 26,2 млрд. грн., тогда как прибыль всего «Нафтогаза» в 2016 году была меньше и составила 22,5 млрд. Т.е., часть убытков материнской компании перекрывалась за счет прибыли от транзита.

Таким образом, переподчинение «Укртрансгаза» сделает «Нафтогаз» убыточным, а отрицательные результаты работы превратят Коболева и Витренко из эффективных менеджеров в руководителей убыточной госкомпании и неминуемо возникнет вопрос о целесообразности ее существования, выделения миллионов на зарплаты менеджеров и деятельность набсовета.

Поэтому менеджеры «Нафтогаза» всеми силами пытаются сохранить контроль над транзитными потоками и уже два года всячески затягивают проведение анбандлинга. Сначала они использовали как аргумент – суд в Стокгольме, сейчас, когда этот аргумент себя уже исчерпал – пытаются найти западных покровителей, торгуя тем, что им не принадлежит – газотранспортной системой Украины.

Интересно, что буквально сразу после поездки к Соросу, Андрей Коболев в своем ФБ написал пост-признание о том, что «Нафтогаз» занимается в Европе лоббированием: «Читайте уважно і не кажіть потім, що не бачили: Нафтогаз активно лобіює ідею, що Північний потік 2 є загрозою не тільки для України, але й для Європейського союзу», - пишет Коболев в своем посте, предваряя расследование журналистов о непрозрачности схем выделения средств на такую деятельность. Для Украины архиважно, чтобы европейцы вышли из проекта и Северный Поток 2 не был достроен. И цель в этом случае могла бы оправдывать средства – если бы и в этом вопросе слова менеджеров «Нафтогаза» не расходились с действиями.

Д`Артаньяны украинской ГТС

Главная причина строительства «Северных потоков» - опасения европейцев относительно невозможности транзита российского газа по территории Украины после 2019 года. Но что сделали Коболев и Витренко для того, чтобы успокоить европейцев и сохранить транзит российского газа по территории Украины?

Первое решение, которое было принято – суперскоростная амортизация активов «Укртрансгаза». Всего за четыре года решили самортизировать все активы ГТС! Это привело к резкому скачку стоимости транзита по нашей территории. «Они (ставки транзита – ред) стали в пять раз выше, чем в Словакии  и в семь раз выше чем в Австрии», - заявил Дидье Магне из компании Trailstone. Интересно, что Газпром по завышенным ставкам транзита не платит, они действуют для украинских импортеров и международных трейдеров и автоматически повышают стоимость импортного газа для украинцев на 12,5 долларов.

Изначально такой шаг оправдывался тем, что после 2019 году ставки транзита будут даже ниже, чем в Европе. Но теперь сами менеджеры «Нафтогаза» начали говорить о некоем экспорте газа из Украины, чтобы избежать темы транзита.

«Если Украина получит дополнительные 16 млрд долл. (от амортизации – прим. ред.) сейчас, а потом даже если не будет транзита, в принципе, это не наихудший вариант. Можно будет порезать трубу на железо и развивать собственную добычу газа и все те же соединения, которые используются для экспорта российского газа будем использовать для экспорта украинского газа, - заявил в интервью на 5 канале  Юрий Витренко.

Второе решение, которое приняли в «Нафтогазе» - минимизировать инвестиции в ГТС Украины по причине высоких рисков  прекращения транзита российского газа. Инвестиционный план на 2017 году утвержден исходя из негативного сценария. Согласно этому сценарию транзит газа не предусмотрен после истечения действующего контракта.

Эти решения «Нафтогаза» четко показывают европейцам, что на транзитный коридор по Украине рассчитвать не приходится и буквально толкают в объятия Газпрома и его предложения достроить вторую ветку северного потока.

Время разбрасывать яйца

В чьих же интересах играют менеджеры «Нафтогаза»? Остановка транзита через Украину стала бы еще одним шагом для завоевания европейского рынка американским газом. США намерены значительно нарастить добычу сланцевой нефти и газа. А для этого им нужны рынки сбыта. Европа – один из крупнейших регионов потребителей газа может стать покупателем американского газа. Для этого США вводят санкции в отношении компаний, участвующих в строительстве «Северного потока 2» и активно продвигают LNG-терминалы в странах-союзниках, загружая их ресурсом.

Еще летом Андрей Коболев бравировал встречей с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. А осенью «Нафтогаз» намеревался презентовать свою амбициозную стратегию  во время визита Министра энергетики США Рика Перри. Не исключено, что топ-менеджмент «Нафтогаза» были частью этой большой геополитической игры.

Но уже в начале ноября посол США в Украине Мари Йованович заявила, что запуск "Северного потока 2" приведет к тому, что Киев будет терять до трех процентов ВВП ежегодно.

Похоже, из-за того, что цены на сжиженный газ в Европе сегодня выше, чем стоимость российского газа, нынешняя администрация охладела к идее быстрого завоевания европейского рынка и теперь не гарантирует молодым реформаторам  сохранения их положения. Тем более, что остановка транзита по Украине приведет к ухудшению и без того тяжелой экономической ситуации в стране (о чем прямо сказала госпожа-посол США) и может потребовать выделения дополнительного финансирования от наших стратегических партнеров, которые они по всей видимости, к такому повороту не готовы.

В поисках новых патронов, после встречи с Джоржем Соросом, Коболев и Витренко поехали на переговоры…с голландской компанией Gasunie, действующим акционером Nord Stream AG – компанией, которая управляет "Северным потоком". Как говорится в приказе на командировку, подписанным самим Андреем Коболевым, цель встречи – «вопрос партнерства в управлении газотранспортной системой Украины». Попытку договориться с действующими акционерами «Северного потока» можно расценивать, как попытку попасть в «Газпром» с черного входа. То есть вести переговоры в Москве представители «Нафтогаза» гордо отказываются, но пытаются «торговать» украинской ГТС с акционерами обходных газопроводов. Очень гибкая и жизненная позиция.

Есть только один нюанс – украинская ГТС не принадлжит менеджерам Нафтогаза, ее собственником является украинский народ.А вопросы стратегического партнерства от имени собственника может решать правительство или уполномоченный им орган. С учетом нынешних отношений между Коболевым и Гройсманом, очень сомнительно, что Кабмин предоставил полномочия менеджерам Нафтогаза вести переговоры о судьбе украинской ГТС.

Тем более, что правительство еще с конца прошлого года ведет переговоры с консорциумом компаний – итальянской Snam и словацкой Eustream о партнерстве и вхождении в управление ГТС. Последние уже сделали соответствующие предложения, хотя суть их пока не раскрывается. В том случае, если партнерами по управлению ГТС станут европейцы, есть шансы, что транзит российского газа сохранится. А его продажа будет происходить на восточной границе Украины. Но Коболева и Витренко такое развитие событий не устраивает, потому что они будут лишены влияния на оператора ГТС, а выручка от транзита буде аккумулироваться на независимой от «Нафтогаза» компании – «Магистральные газопроводы Украины».

Такая труба нужна самому

Пока что менеджеры «Нафтогаза» изо всех сил пытаются сохранить контроль над газотранспортной системой. На словах поддерживая анбандлинг, они прилагают все усилия, чтобы независимая компания «Магистральные газопроводы Украины» не была создана.

«Вы хотите, чтобы «Нафтогаз» отказался от активов, которые приносят ему 2 – 2,5 млрд. долл. в год. Ни один руководитель компании от таких активов не откажется», - отметил, Геннадий Рябцев, директор НТЦ «Психея» во время международного энергетического форума «Неделя открытой энергетики».

Для того чтобы максимально затянуть и саботировать процесс передачи ГТС в новую компанию в «Нафтогазе» придумали «польский сценарий» разделения. Для этого в «Укртрансгазе» создали филиал, в который начали передавать активы. Список активов пересмотрен и не совпадает с перечнем, утвержденным Кабмином. Курирует вопрос «разделения» компании Юрий Витренко, который по данным источников намерен стать руководителем этого филиала и контролировать украинскую ГТС как минимум до 2019 года.

При этом соответствующее постановление Кабмина №496 четко определяет перечень активов и алгоритм их выделения. Правительство четко сформулировало, что все активы, относящиеся к транзиту и хранению газа, должны быть переданы новым компаниям: «Магистральные газопроводы Украины» и «Подземные хранилища Украины».

Рынок на худой конец

В случае, если ни один из вариантов не сработает и они не найдут поддержки внешних сил, Коболев и Витренко имеют вспомогательную стратегию – повысить свою значимость, выйдя на рынок поставок газа населению, желательно заменив собою всех остальных участников. Делается это как всегда под благовидными лозунгами – создания рынка, роста конкуренции и отмены госурегулирование цен на газ. По оценкам того же Андрея Коболева цена газа для бытовых потребителей после отмены регулирования должна вырасти на 40%. Это порядка 10 грн. за кубометр. Об этом он заявлял на обсуждении энергетической стратегии Украины на заседании комитета Верховной рады по ТЭК.

По мнению, менеджеров «Нафтогаза» рост цен  приведет к автоматическому формированию рынка газа в сегменте бытовых потребителей и тепловиков, конкуренции и возможности потребителям выбрать себе поставщиков газа. Но на самом в этом сегменте нет платежеспособного спроса - сумма уже выделяемых из бюджета субсидий стремительно приближается к 100 млрд. грн. и это значит, что покупатель не способен платить рыночную цену, о каком рынке тогда можно говорить?

"У нас есть регионы, где количество получателей субсидий доходит до 90%, а мы стремимся развивать рынок газа во всех регионах, а не только в Киеве и Киевской области, - отметил Андрей Герус, представитель Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг. -  Поэтому нужно срочно решать проблему неплатежей бюджета по субсидиям".

По его мнению, поставщики будут неохотно идти на рынок, на котором существуют значительные риски неполучения средств. Аналогичную позицию высказал и директор–управляющий партнер «ЭРУ Трейдинг» Ярослав Мудрый, частные поставщики готовы работать с бытовыми потребителями, если будут устранены риски несвоевременного финансирования или нефинансирования государством начисленных субсидий.

Поэтому повышение цен на газ не принесет возможности потребителям выбирать поставщика. Но приведет к росту доходов «Нафтогаза» и усилению монопольного влияния в этом сегменте рынке, а также - увеличению бюджетных ассигнований на субсидии до 120 млрд. грн.