11:30 / 13.04.2010 Мир

Гибель Качиньского – это уже вторая катастрофа в истории Польши (ФОТО)

67 лет назад произошла первая авиакатастрофа, также унесшая жизни польского руководства

В связи с трагедией, которая произошла с польским руководством (или как сегодня принято говорить, с польской государственной элитой) историки, особенно полонисты, вспомнили и о другой подобной трагедии, произошедшей 67 лет назад в водах Атлантики. Как становится понятно, речь идет о гибели руководителя польского эмигрантского правительства, о генерале Владиславе Сикорском.

         Действительно, связывая, и не только в историческом плане, две катастрофы, волей-неволей, приходится делать далеко неоднозначные выводы. И тот, и другой польский политик (Сикорский и Качиньский) погибли во время авиакатастроф, погибли не одни, а с членами своей семьи и руководителями генерального штаба Польши. И тот и другой, основой «особого отношения» с Россией (советской или нынешней) считали Катынское дело.

         Что это, рок Катыни или рок неба, с которым постоянно сталкивались польские политики высокого ранга?

         Дать ответ однозначный не только тяжело, но и невозможно, особенно с учетом тайны гибели Сикорского, его дочери, польских генералов в Гибралтаре 4 июля 1943-го. И если для Сикорского гибель вечерним июльским днем была «смертью на взлете» (самолет потерпел катастрофу именно на взлете), ибо будущее правительства Польши в изгнании было именно за Сикорским, то для Качиньского, это была гибель, т.е. «смерть в падении», как в прямом смысле, так и политическом, ибо его карьера политика шла к завершению, т.е. «посадке», причем, далеко не самой мягкой.

ЧТО ПРОИЗОШЛО 4 ИЮЛЯ 1943-ГО?

         Поздним вечером 4 июля 1943 года в Гибралтаре потерпел крушение тяжелый бомбардировщик дальнего действия Б-24С «Либерейтор» американского производства. На его борту находился премьер-министр польского эмиграционного правительства и главнокомандующий войсками Республики Польской  генерал Владислав Сикорский, его дочь Зофья, начальник польского Генштаба генерал Тадеуш Климецкий, а также несколько высокопоставленных пассажиров. Спасти удалось только первому пилоту, причем чеху с английским гражданством (и это при том, что в Великобритании было значительное количество польских летчиков, многие из которых, были асами…). До сих пор обстоятельства катастрофы не удается внятно сформулировать, несмотря на выводы двух официальных расследований. Более того, все документы обеих комиссий закрыты в Британском военном архиве и не подлежат рассекречиванию на протяжении 90 лет со дня катастрофы, т.е. до 2033 года. Вот уже 66 лет эта катастрофа продолжает будоражить умы… Но, сегодня, после гибели Президента Польши Леха Качиньского, его супруги и элиты Речи Посполитой Третьей, выплыла на поверхность из бездны истории, в прямом и переносном смысле.

         Следует отметить, что политическая звезда Владислава Сикорского блистала на политическом Олимпе Польши и Европы дважды. Сначала на заре возрождения Польши, в начале 20-х годов прошлого столетия, затем в годы Второй Мировой, когда Польши, как государства, не существовало. Но именно то обстоятельство, что Сикорский после апреля 1943-го, когда всплыла правда о Катыни, хотел разорвать дипломатические отношения с СССР (им же установленные 4 июля 1941-го, хотя и подписанные 30 июля), обязывает историков вновь обратиться к этой трагедии.

         Интересен факт, что погиб премьер и главком Польши в день второй годовщины подписания договора с СССР, на что многие не обращают внимания, а зря…

         И еще. Если Качиньский погиб на самолете российского производства (на чем уже начались спекуляции), то Сикорский – на, американском с интернациональным экипажем.

        

Премьер-министр польского эмиграционного правительства и главнокомандующий войсками Республики Польской генерал Владислав Сикорский

         В той катастрофе у Гибралтара, когда в июле началась грандиозная Курская битва, с генералом Сикорским погибли: его дочь Зофья Лесневкая (некоторые историки ошибочно пишут Софья), Комендант Женской Вспомогательной службы, чье тело, так и не было найдено; Начальник Генштаба польской армии генерал-майор (по другим данным, генерал-хорунжий) Тадеуш Климецкий; Начальник оперативного отдела Генштаба полковник Анджей Марецкий; Адъютант главкома по морским делам лейтенант Юзеф Поникевский (иногда пишут, как Поникиевский или даже Пониковский); помощник и личный секретарь Сикорского Адам Кулаковский; офицер связи британской военной миссии в эмигрантском правительстве Польши Виктор Казалет; выполняющий обязанности начальника личной охраны бригадир британской военной полиции Джордж Питер Уайтли (что удивительно, в личной охране не было польских офицеров); секретный агент по вопросам личной безопасности, которого так и звали «Мистер У.Х. Локк», данные о котором засекречены и поныне, а тело так и не найдено; руководитель ближневосточного отдела британской разведки, также секретное лицо, как «Мистер Пиндер»; курьер Армии Крайовой полковник-бомбардир Ян Гралевский (который никакого отношения к свите Сикорского не имел и сел в самолет лишь для того, чтобы добраться до Лондона);  и экипаж в составе командира Эдуарда Прхала, второго пилота Уильяма Херринга (в котором некоторые «настойчивые» мои коллеги нашли немецкие корни, ассоциируя его с Герингом…), штурмана Зальсберга (также «найден» германский родовой след), бортинженера Келли, и двух стрелков-радистов Герри (Херри) и Хандера.

Схема предоставлена моими польскими коллегами, с которыми я работал в ходе подготовки к проекту «Не забыть нам этот день» по восстановлению памяти героев Хеля (Балтийского Севастополя) в сентябре-октябре 1939-го…

В той катастрофе погибла и его дочь, Зофья, после замужества – Лесневская.

         Гибель Сикорского, даже на фоне многомиллионных страданий народов в годы войны, стала трагедией для польского народа. Скорбь прошла и через сердца поляков в Англии и на Ближнем Востоке (а также в Северной Африке), через сердца и души тех, кто остался в оккупированной Польше, и даже через души поляков Войска Польского, сражавшегося на советском фронте.

Похороны Сикорского

         Первоначально генерал был похоронен на кладбище польских летчиков в Ньюарке около Ноттингема (графство Ноттингемшир), а 17 сентября 1993 года его прах был перевезен в Польшу и захоронен на Государственном Некрополе Вавель в Кракове, где нашли свое упокоение цвет польской государственной, общественной и католической элиты.

         Сегодня весь этот скорбный путь предстоит повторить польской элите двадцать первого века, трагедию которой вновь связывают со зловещим местом Катынь, которое в дословном переводе означает «палач»…

Обломки Ту-154, 10 апреля 2010 года 

         Но, и в первой, и во второй трагедии, т.е. гибели польских руководителей и делегаций на «Либерейторе» и Ту-154, многочисленные эксперты (вчера и сегодня) винят «человеческий фактор», т.е. экипаж.

Сергей Смолянников

ТЭГИ: