00:30 / 10.04.2010 Спорт

Морозов: «Задача стать первыми на Евро-2012 похожа на поручение: «Слетайте на Луну»

Заслуженный тренер Украины Сергей Морозов побеседовал с нашим спортивным обозревателем

Один из лучших футбольных специалистов страны, заслуженный тренер Украины Сергей Юрьевич Морозов в беседе с нашим спортивным обозревателем откровенно поделился своими мыслями о ситуации не только в нашем футболе, но и мировом. Тех тенденциях, которые в них происходят. Суждения его резки и, на первый взгляд, парадоксальны. Но только на первый. Впрочем, судите сами. 

 - Вы не поддерживаете той точки зрения, что лучше было бы дождаться чемпионата мира и выбрать для нашей сборной одного из тренеров-иностранцев, которые обязательно уйдут в отставку из своих команд по его окончанию?

 - Насколько я понимаю, иностранного тренера, пусть и завуалировано, постоянно отвергает Федерация футбола Украины (ФФУ). Ей не выгоден иностранец с точки зрения управления им. Кстати, думаю, что с назначением Маркевича у нее в этом плане произошла ошибка. Зная Мирона Богдановича уже больше тридцати лет, мне трудно представить, как им можно манипулировать.

- А вас не удивляет единодушие членов исполкома ФФУ, которые с поразительным единодушием голосовали и за Блохина, и за Михайличенко и теперь вот за Маркевича?

- Это меня уже давно не удивляет. Я с юмором к этому отношусь. А комментировать тут особо нечего: царь сказал, бояре подписали (смеется). А если серьезно, то приватизация футбола целой страны одним человеком ни к чему хорошему не приведет. Возьмите любую из развитых футбольных стран: Италия, Германия, Франция, Испания, - вы такого нигде не встретите. Даже в России это невозможно. В Украине почему-то получается…

- Михайличенко привлекал поначалу в сборную многих игроков из многих команд. А в итоге все закончилось, так как закончилось: в сборной фактически оказались только «горняки» (в обороне) и «динамовцы» (в атаке)…

 - Это связано исключительно с видением игры Михайличенко. Если мне не изменяет память, за время своего руководства ней, он перепробовал около 40 человек. Скажите, можно с таким количеством футболистов за такой короткий промежуток времени наиграть какие-либо тактические варианты ведения игры? Люди то все время меняются. Михайличенко брал в команду игроков, которые неплохо сыграли три-четыре тура в чемпионате перед игрой сборной. Объединить их общей тактикой, ему так и не удалось.

- После ухода Кравченко и Алиева, в «Динамо» остался аж один конструктивный игрок - Нинкович. Понятно, что Газзаев так видит игру своей команды. Но что будет, когда Газзаев уйдет из «Динамо»? Новому тренеру придется вновь перестраивать игру, говорить, что он строит новую команду. И так до бесконечности…

 - Я начну с того, что после Лобановского «Динамо» шарахалось со стороны в сторону. Сначала, если помните, была идея продолжить дело Валерия Васильевича. Хотя, только он знал, как реально это можно сделать. Остальные только догадывались. Потом был бразильский период. Последние года два «Динамо» играет, образно говоря, в… российской Премьер-лиге. И Семин, и Газзаев обжились в ней, и все свои идеи, которые были хороши именно для нее, препарируют и на наши реалии. Я не скажу, что это хорошо или плохо, просто в Украине это пока работает, с учетом «братства, дружбы и взаимопомощи», которая царит в нашем чемпионате. А вот в Европе это уже не получается. Вот в этом и проблема. И гордиться тем, что мы уже несколько лет подряд попадаем в групповой турнир Лиги чемпионов, - просто стыдно. С теми бюджетами, с теми амбициями, которые есть у «Динамо» нужно выходить в 1/8, ¼ финала. Причем, делать это регулярно. И это должно быть предметом гордости, а не то, что мы в очередной раз не вышли из группы, хотя и мужественно боролись в ней. Газзаеву так и не удалось во главе ЦСКА выйти из группы. Почему же мы думаем, что ему это удастся в Киеве? Признаюсь, «Динамо» Семина было мне более симпатично, чем «Динамо» Газзаева. А вообще, дело не в Семине или Газзаеве, а в том, что нынешнее киевское «Динамо» - это клуб по интересам…

- В наших клубах тоталитарная система взаимоотношений в цепочке: президент клуба – спортивный директор – главный тренер?

 - Насколько я знаю, тоталитаризма нет только в «Шахтере» и «Металлисте». Там Ахметов и Ярославский занимаются своим делом, Палкин с Красниковым – своим, а Луческу с Маркевичем – своим. В остальных, насколько мне известно, такая проблемы есть, которые доходят до того, что президент указывает тренеру, кого ставить в состав на следующую игру, а кого нет, определяют тактику на игру и т.д. Я вам больше скажу, есть президенты - тренеры, а номинальные тренеры – действительно только «и.о». К чему это приводит, думаю, пояснять не нужно.

- Бытует мнение, что «Шахтер» в силу своего финансового благополучия скупал всех более-менее приличных игроков в Украине не столько для того, чтобы усилить свой состав, сколько для того, чтобы ослабить «Динамо». Но из всех пришедших в команду так в ней и толком никто не заиграл, кроме Пятова.

 - Нужна, прежде всего, психологическая готовность к постоянному подтверждению своего уровня. Ее у наших игроков нет. Возьмем тех же Селезнева, Гладкого, Фомина. По модели игры, по своим антропометрическим данным они, может быть, и подходят, но психологически не готовы к трудностям. Например, регулярно выбираться из под счета 0:1, терпеть, бороться… И тут сказывается ментальность… Нужно учитывать, что теряется и интерес некоторых бразильцев к победам именно в этой команде. И управлять психологией этих людей становится все трудней.

- Вы поддерживаете идею натурализации иностранцев  для их дальнейшего выступления за сборную Украины?

 - А Милевский разве не легионер по большому счету? Футбол превратился в большую глобальную систему, в которой чисто спортивной составляющей все меньше, а бизнесовой все больше. Где есть нормальный баланс между этими понятиями, там и есть результат. Лучший пример тому – мадридский «Реал» времен Дель Боске. До недавнего времени такой была и «Барселона», но сейчас она, как мне кажется, уже потихоньку сдувается. Прагматичных команд становится все больше. Бизнес превалирует, ему нужен результат, а зрелище, увы, отходит на второй план.

 - Тогда Украине в футболе точно не светит. Здесь не просто нужен результат, а экспресс-результат…

 - У нас не хватает разума даже для планирования итогового результата. Приведу пример: в нашей отборочной группе на Евро-2008 оказались итальянцы и французы: чемпионы и вице-чемпионы мира. И мы ставим задачу выйти из группы! На кого рассчитана эта задача? На дураков? И вот сейчас, когда мы уже отстаем на два года в создании сборной для Евро-2012, ставиться задача победить в нем! Если наша команда выйдет из группы, это будет просто прекрасно, а если мы попадем в тройку призеров, тогда всем нужно давать Героев Украины. А задача стать первыми на Евро-2012 похожа на поручение: «Слетайте на Луну, но добирайтесь туда сами».

Один из лучших футбольных специалистов страны, заслуженный тренер Украины Сергей  Морозов

- А где мы потеряли эти два года?

 - Сначала в период Блохина после ЧМ-2008 и потом, когда Михайличенко его сменил. Вместо того, чтобы выбрать новый путь развития, мы шарахались со стороны в сторону. В моем представлении главному тренеру сборной Украины нужно давать четыре года. Отдавать в угоду этому сроку один турнир (чемпионат Европы или мира), но с принципиальной задачей - попасть на другой. Такова футбольная специфика нашей страны. И к этому нужно относиться спокойно, а не биться в истерике после каждой неудачи. Они будут всегда, пока не будет выработана стратегия. 

 - С коммерческой точки зрения у нас всего один более-менее конвертируемый игрок в мире и тот «загнанный» – Шевченко…

 - Шевченко не загнанный. И на его счет нет коммерческого интереса. Есть интерес психологический – поднять уровень Шевченко, который по большому счету поднять в принципе уже невозможно. Пик Андрея как игрока прошел. Я не могу сейчас в шестьдесят лет бегать так, как в 18-ть. Это физически невозможно. Видимо, это какая-то стратегия по дальнейшему использованию Андрея. Есть еще один аспект. Мне не нравится, что у нас искусственно героизируют того же Шевченко, Кличко. Они, мол, гордость нации, страны. А что эта страна сделала для них? Своих успехов они достигли на Западе, раскрылись как личности, заработали деньги, имя. В Бразилии ведь не приходит никому в голову сказать, что Роналдиньо – гордость нации или страны. Эти люди – просто профессионалы высокого уровня, которые для себя заработали деньги, а не для страны. Так при чем здесь страна? Я очень уважаю Шевченко как футболиста, преклоняюсь перед его талантом. Но какой он герой?..

 - У Милевского есть гипотетический шанс хотя бы на половину добиться того, чего добился Шевченко в большой футбольной Европе?

 - Я считаю, что Милевский – это тот человек, которые последние лет пять тормозит развитие киевского «Динамо».

 - Чего ждете от грядущего чемпионата мира: новых тактических схем или новых скандалов?

 - Я жду его с определенной опаской. И очень надеюсь, что там не будет такой управляемости, какой была на мундиале в Южной Корее и Японии. А вообще, будь моя воля, я бы проводил чемпионаты мира в строго определенных странах: Германии, Италии, Испании, Англии, Франции, Бразилии, Аргентине. То есть там, где есть все условия и для игроков, и для зрителей и для журналистов. Где есть понимание игры и понимание того, что нужно сделать для того, чтобы она стала еще привлекательней. А это искусственное расширение ни к чему толковому не приводит. Давайте будем проводить чемпионаты мира в Монголии, - там ведь футбола как бы нет. А так, глядишь, появится.

- Вам не кажется, что основная идея современного футбола – это отсутствие современных идей?

 - Все идет по кругу. Но новых идей тоже хватает. Другое дело как их реализовать: от корелляции с финансовыми возможностями владельцев клуба до мышления игроков, которые имеются в распоряжении. Сейчас ведущие клубы мира делают ставку либо на результат, либо на зрелище. Совмещать, повторюсь, удается не многим. Разве что «Барселоне» в последние годы. Сейчас на этот уровень пытается выйти «Бавария». «Манчестер Юнайтед» - это машина, которая перемалывает всех подряд. И именно «МЮ», на мой взгляд, ближе всех к идеалу современного клуба. Сейчас много есть команд, которые постарели, прежде всего, в идее:  «Ювентус», «Реал», «Милан».

- У позднего Лобановского, например, были идеи?

 - Да. Просто в последние годы он уже просто не успевал. Ему не хватало энергетики, чтобы успевать. Все эти наблюдения за тренировками своей команды с балкона в Конче-Заспе… Он понимал, что не успевает трансформироваться. Он вообще многое понимал. Например, то, что никаких последователей у него не может быть в принципе… 

Беседовал Константин Николаев

Фото Ольги Якимович

 

ТЭГИ: