16:57 / 11.06.2009 Спорт

Сегодня исполняется 70 лет трехкратному чемпиону Формулы-1 Джеки Стюарту

Он первым стал требовать расширения трасс, строительства отбойников, искал огнестойкие материалы для подшлемников и специального нижнего белья

Половина любителей автогонок считают Стюарта одним из величайших пилотов в истории Формулы-1. Умный, быстрый, осторожный, с великолепной реакцией и чувством машины. Открытый и приятный в общении человек, преданный супруг, заботливый отец, - считали одни. Изворотливый плут, который может уговорить кого угодно на что угодно, холодный и скупой делец, для которого не существует ничего превыше фунта стерлингов - считала другая половина фанатов 60-70-х трехкратного чемпиона мира, победителя 27 Гран-при Формулы-1.
 
Стюарт первым стал думать глобально, когда это еще не было модно, он был первым настоящим бизнесменом в Формуле-1, говорили одни. С него началось превращение романтического вида спорта в состязание на толщину кошелька, парировали другие. Стюарт был зачинателем борьбы за безопасность, ему обязаны жизнью многие пилоты и зрители - защищали своего кумира его поклонники. Невелика заслуга, если свой крестовый поход за безопасность он объявил из обыкновенной трусости - не унимались их оппоненты, пишет Peoples.ru.
 
Джеки принес в автогонки что-то свое, став навсегда образцом для подражания. «Природные способности - это просто», - писал Стюарт в вышедшей в 1972 году книге «Быстрее - Дневник гонщика». – «Они или есть, или их нет. Талант не нужно совершенствовать. Главное, чему я научился в 1968 году - самоконтроль. Перед стартом водитель испытывает невероятное напряжение, огромная ответственность перед командой, людьми, которые сделали твой автомобиль, двигатель, шины, бензин, которые просто купили билет и хотят видеть красивое зрелище, заставляет пилотов ошибаться именно на первых метрах, первых поворотах, первых кругах. Я понял, что готовиться к гонке нужно задолго до старта, чтобы выйти на трассу предельно сконцентрированным».
 
Стюарт довел свою систему до совершенства. Обычно общительный, энергичный, улыбчивый, весь собранный и пружинистый, будто мяч, за сутки до выхода на старт он внезапно становился спокойным, даже вяловатым. Уходил в себя, избегал шумных компаний и вообще общения с людьми за исключением самых близких друзей и, разумеется, Хелен. Утром в день гонки Джеки старался занять себя чем-нибудь - хорошей книгой, к примеру. «Главное», - писал он, - «не валяться утром в постели, думая о погоде, о тех, кто был быстрее тебя в квалификации и, возможно, обгонит тебя в гонке. Нет, конечно, я не забывал о том, что мне предстоит Большой приз. Но мысль об этом была как будто на втором плане».
 
«Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-то задаром», - и эту фразу тоже приписывают Стюарту, «первому бизнесмену среди автогонщиков», как иногда его называют.
 
«Я никогда не был любителем», - любил говорить Джеки. – «Денег на свою машину у меня не было, а потому мне приходилось быть профессионалом. Я понял, что можно делать деньги на гонках, но очень долго я не понимал, какие деньги!»
 
Еще двукратный чемпион мира, Стюарт заработал в 1973 году восемь-девять тысяч фунтов стерлингов - очень большие по тем временам деньги, такая зарплата была у администраторов крупных компаний. Разумеется, призовыми деньгами и гонорарами, которые платил никогда не слывший богачом Тиррел, Джеки не довольствовался.
 
Он заставил работать на себя «Форд» и ЭЛФ, «Ролекс» и «Гудьир», «Бритиш Эйруэйз» и «Рэнглер», расхваливая на все лады автомобили, бензин, часы и джинсы этих компаний. Причем очень заботился о том, чтобы представлять только самые известные фирмы с самыми громкими именами, как, например, шампанское «Моэт и Шандон».
 
Это теперь принято у спортсменов во всем мире - служить рекламными щитами разных фирм. А вначале 70-ых столь откровенная погоня за деньгами была в диковинку. И не помогала, разумеется, Джеки привлекать новых поклонников из числа «простых» любителей автогонок. Зато «непростых» друзей и союзников у Стюарта становилось все больше.
 
Среди его знакомых и даже приятелей - особы королевской крови и владельцы крупнейших финансовых и промышленных империй, кинозвезды и модные художники. Словно огромной невидимой сетью оплел шотландец мир богатства и власти, зорко следя за своим имиджем умного интеллигента, проницательного знатока спорта и бизнеса, да еще и своего в доску парня.
 
Всегда рассчитывавший каждый свой шаг, Джеки точно спланировал место и время своего ухода из Формулы-1. «Прощальным поклоном» великого маэстро должен был стать его сотый Гран-при - Гран-При США 1973 года. Тогда судьба вмешалась в планы шотландца: в тренировке погиб товарищ Джеки по команде Франсуа Север. И Стюарт решил не стартовать.
 
Но такой человек, разумеется, не мог долго оставаться вне Формулы-1. Команда «Пол Стюарт Рэйсинг», основанная для младшего Стюарта (разумеется, шотландца, хотя родился он в Швейцарии), прошла все ступени «золотой лестницы», ведущей в Формулу-1. Через нее в разное время прошли Рубенс Баррикелло, Ян Магнуссен, Жиль де Ферран и многие другие звезды.
 
Свое возвращение непобежденный чемпион тоже рассчитал превосходно. Исключительное право на новый двигатель «Форд-Косворт», 30-миллионный бюджет, талантливые сотрудники - конструктор Алан Дженкинз, Баррикелло и Магнуссен (которого сам Стюарт называл самым быстрым, кого он видел в Ф-1, включая Сенну!) - для шотландца все вновь сложилось удивительно удачно.