14:40 / 27.12.2010 Общество

Украина не откажется от «оружия сдерживания»

С утилизацией ракетных комплексов «Скад» обороноспособность под угрозой

Начальник Генерального штаба – Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины генерал-полковник Григорий Педченко заявил, что на фоне тяжелого экономического положения государства Украина на время замораживает разработку новых образцов вооружений и военной техники. Но – не всех. «В первую очередь нам необходимо сегодня иметь многофункциональный ракетный комплекс. Мы определили как приоритет создания к 2016 году практического образца ракетного комплекса «Сапсан», а, следовательно, к 2020 году Вооруженные Силы будут иметь батарею «Сапсанов», – отметил Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины

Данное заявление начальника Генштаба вселяет оптимизм и надежду. Конечно, в замораживании проектов «Корвет» и Ан-70 мало хорошего, но сохранение «в действии» проекта многофункционального ракетного комплекса – это то, что действительно нужно для обороноспособности нашей державы в первую очередь. И вот почему.

Прежде всего напомним, что решение о создании оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК), трансформировавшегося в ходе обсуждения в многофункциональный ракетный комплекс (МФРК), украинского производства, было принято еще в 2005 году. Но реально конструкторы получили заказ на разработку только в 2007-ом. В данном случае бюрократические проволочки весьма некстати: за это время успели окончательно устареть и были выведены из боевого состава Вооруженных сил наиболее мощное ракетное оружие наших Сухопутных войск – комплексы 9К72, они же Р-300, известные в мире под натовским названием SS-1 или «Scud». Сейчас, как известно, эти выведенные из боевого состава армии комплексы и вовсе пустили под нож.

В итоге, на вооружении украинской армии остались лишь тактические ракеты «Точка» и печально известная по Броварам «Точка-У» (натовское обозначение SS-21). Техника далеко не новая: «Точка» была принята на вооружение в 1976 году, а ее усовершенствованный вариант – в 1989-ом. Дальность боевого применения – 70 и 120 км соответственно. Тип боевой части – осколочно-фугасная весом в 480 кг или кассетная с 50 суббоеприпасами осколочного действия. Техника не особо грозная – точность ее действия по нынешним меркам невысока, а ядерные головки АА-60 для этих ракет Украина «сдала» еще в начале независимости. Таким образом, «Точка», в отличие от «Скадов», едва ли может по нынешним временам являться «оружием сдерживания», которое так нужно Украине в условиях провозглашенной ею внеблоковости.

Тем более это актуально на фоне немногочисленности и сомнительной боеспособности всех видов Вооруженных Сил Украины. В то же время идеальным оружием сдерживания в мире считается ядерное (вовсе не обязательно это должны быть боеголовки на межконтинентальных баллистических ракетах, достаточно даже тактических боеприпасов – авиабомб, тактических ракет или артиллерийских снарядов). Но, как известно, Украина добровольно лишилась статуса ядерной державы. А потому, речь может идти только о неядерных системах вооружений, которые могли бы играть роль этого самого «оружия сдерживания». И здесь на первый план выходят ракетные комплексы.

Их мощное военно-политическое значение даже при неядерном оснащении состоит в том, что в случае обороны (а украинская Военная доктрина, как известно, имеет сугубо оборонительный характер) они, действуя оперативно на начальном этапе агрессии, могут наносить удары по территории любого соседа, который может стать агрессором (по предварительным данным, дальность стрельбы комплекса «Сапсан» будет составлять до 280 км). Учитывая тот факт, что речь идет о возможном театре военных действий в густозаселенной Европе, этого вполне достаточно для решения даже стратегических задач. Поскольку насыщенность территории региона объектами энергетики, химического производства и т.д. (а сейчас, при нынешнем уровне «химизации» промышленности, авария даже на пищевом комбинате может обернуться масштабной техногенной катастрофой) делает эффект от удара по определенным объектам инфраструктуры сравнимым с применением ядерного оружия. Осознание этого факта потенциальным агрессором и является военно-политическим эффектом от наличия у Украины «оружия сдерживания».

Эксперты уверены, что технически проект ракетного комплекса для украинского оборонно-промышленного комплекса вполне осуществим. При том, что у украинских оборонщиков нет опыта практической разработки тактических и оперативно-тактических ракет (в проекте комплекса «Сапасан» объединены характеристики обоих – комплекс включает 8 тактических и 2 оперативно-тактические ракеты). В этом – парадокс ракетной Украины: имея колоссальный опыт конструирования и производства в свое время лучших в мире стратегических, т.е. межконтинентальных баллистических ракет, она лишь делает первые шаги в разработке куда менее «взрослых» ракетных вооружений.

Как бы там ни было, дело сейчас – за финансированием. Для самостоятельного создания «Сапсана», по утверждениям разработчиков, необходимо до 4 млрд грн (только на разработку – до 800 млн грн). Проблема в том, что, будучи основным заказчиком, Вооруженные Силы Украины не могут участвовать в полноценном финансировании работ по понятной причине, - у них нет денег на полноценную боевую подготовку войск, что там говорить о перспективных проектах! При этом обещание генерала Педченко, что в войсках первая батарея этих ракетных комплексов будет уже в 2020 году, конечно, радует. Но насколько быстро оно станет реальностью, - сейчас, очевидно, точно не скажет никто.

Дмитрий Тымчук