10:30 / 26.11.2010 Общество

Чиновники из Минобразования покрывают «дипломных аферистов»?

По-видимому, ведомство потеряло контроль над изготовлением и выдачей дипломов о высшем образовании

Как уже писал «Багнет», журналисты ИА «Наш Продукт», проведя журналистское расследование, связанное с изготовлением и распространением в Украине поддельных дипломов об образовании, совершенно закономерно обратились за комментариями в Минобразования. Напомним – в ходе расследования журналисты купили несколько липовых корочек на интернет-сайтах, а позже отдали документы на экспертизу. Результаты проделанной работы позволяют предположить, что к этому весьма прибыльному бизнесу имеет отношение частная компания ЗАО НИИ ПИТ, которая получает финансирование из государственной казны. Дело в том, что с предприятия может быть утечка бланков дипломов (есть предположение, что бланки, в которых допущены ошибки, не утилизируются, а становятся сырьем для липовых корочек).

Более того – Минобразования, которое направляет в эту организацию бюджетные средства, фактически потеряло контроль над изготовлением и выдачей дипломов о высшем образовании. Что фактически и признало в своем ответе.

Впрочем, частная компания, на которую падает тень подозрения в причастности к преступной схеме распространения фальшивых дипломов, продолжает хранить неоднозначное молчание. Не опровергая и не подтверждая своего участия в подпольном дипломном бизнесе. Обороты которого, по разным данным, могут составлять от 25 до 50 миллионов долларов (!).

В информационном запросе изложена суть расследования, его результаты и содержится ряд вполне закономерных вопросов. Например – собирается ли Минобразования провести собственное расследование сложившейся ситуации и все-таки выяснить, каким образом оказалось, что поддельные дипломы покрыты оригинальным голографическим оверлеем. А также – прокомментировать результаты аудита Счетной палаты Украины, где сказано, что Минобразования так и не создало единой информационной среды в сфере образования, где хранились бы данные о получении высшего образования и дипломов его подтверждающих. Притом, что на создание этой системы (она называется «Освита») были выделены немалые деньги из бюджета. Поставлен в запросе вопрос и о том, каким образом осуществляется контроль за утилизацией «бракованных» бланков дипломов о высшем образовании. В приложениях к запросу содержались материалы, подтверждающие предположения журналистов после проведенного расследования – результаты экспертиз голографических элементов, которые были на поддельных дипломах.

Но, как это ни прискорбно, тон ответа, полученного на запрос, удивил журналистов. Так, по утверждению чиновника, написавшего ответ, такого понятия, как «Журналистское расследование», в украинском законодательстве не существует, а Счетная палата не давала разрешение (!!!)  на публикацию результатов своего аудита. Более того, как изложено в ответе на запрос, Минобразования не уполномочено комментировать результаты подобного аудита. Что ж, очень удобная позиция для министерства – не комментировать результаты использования бюджетных средств, направленных им же самим в частную компанию! Кроме удобства, такая позиция может быть продиктована и элементарным страхом – ведь ответственности с Минобразования за производство и выдачу дипломов никто не снимал, а ситуация складывается так, что оно практически потеряло контроль над этим процессом. Впрочем, чиновники не преминули вписать дежурную фразу о том, что проверки проводятся согласно принятым порядкам.

Но вот результаты экспертизы голографического оверлея, которым были покрыты липовые документы, купленные в ходе расследования, чиновники комментировать отказались. Кстати, на запрос, отправленный на имя Дмитрия Табачника, ответил его заместитель по фамилии Куликов. Так вот, результаты экспертизы они сочли недостоверными. И вообще отметили, что расследование подобных случаев – вовсе не компетенция их ведомства, а дело правоохранительных органов.

И все же ответ на запрос пролил-таки свет на некоторые моменты относительно теневого рынка дипломов. Так, в ответе Минобразования значится, что уничтожением бракованных бланков ЗАО «НИИ ПИТ» не занимается, а лишь уничтожает те, которые возвращают из учебных заведений. Закончили чиновники мажорно: мол, в интересах предприятия следить за тем, чтобы препятствовать каким-либо действиям, которые содействуют изготовлению и распространению поддельных дипломов. Дословно: «ДП «Державний центр ПІТ» … буде робити все від нього залежне, щоб підроблень не було». Что ж, это утверждение мало похоже на правду, ведь поле для подобной деятельности огромно, и у «шахраїв» откуда-то берутся бланки с оригинальным оверлеем, которым располагает только эта частная компания, которой Минобразования делегировало производство таких важных для государства документов, как дипломы о высшем образовании. Остальные подробности ответа (который легко можно назвать «отмазкой») министерства читайте здесь.