15:11 / 21.06.2018 Общество

Каталог от реформатора, Или Кому в Минобороны надо украсть побольше до Нового года

«11 июня 08:30 в санчасть института обратились курсанты с жалобами на боль в животе и тошноту. Большинство из обратившихся за помощью накануне находилась в увольнении, за пределами учебного заведения», - сообщает страница Минобороны в Facebook. Речь идет о столичном Военном институте телекоммуникаций и информатизации. «Киев оперативный» уточняет: речь идет вообще-то о свыше 150 отравившихся. В связи с чем по-слоновьи элегантной выглядит попытка военных перевести стрелки: рота курсантов вышла-де в увольнение, строем промаршировала в харчевню «Коммуникатив», где на пакгаузе и отравилась колбасой.

Сейчас мало кто вспомнит, что фраза насчет пакгауза и колбасы – из фильма «Один из нас» (1970), где роль советского разведчика Бирюкова сыграл Георгий Юматов. Зато сегодня все хорошо знают советника главы Минобороны Степана Полторака Юрия Бирюкова. Который яростно воевал с системой аутсорсинга (когда военных кормят и обслуживают выигравшие тендер МО гражданские фирмы) и беззаветно внедрял в армии «питание по каталогу» (когда МО само закупает продукты и само готовит). Последнее он называл «фундаментальной» и «первой институциональной реформой за 10 лет». 

«Мы! Сломали! Эту! Стену!», - в стиле, ему присущем, близком к нарочитой истерике без пеновыделения рапортовал Бирюков (советник, не разведчик) в конце 2016-го, после чего «рехворма» пошла внедряться налево и направо. В текущем году она получила продолжение Приказом МО №12 от 12.01.2018 «О переходе воинских частей (учреждений, заведений) ВСУ на систему продовольственного обеспечения с применением каталога продуктов питания». А теперь вот курсанты в увольнении строем объелись колбасой и ее, реформу, дискредитируют рвотой и поносами.

Но шутки-шутками, а проблема, увы, гораздо более серьезна и эшелонирована. О чем свидетельствует тот факт, что не все в армии согласны с Полтораком и Бирюковым. Когда на совещании в МО обсуждалась проблемы внедрения питания по каталогу, начальник Генштаба, Главнокомандующий ВСУ генерал армии Виктор Муженко был резок: «В свое время в боевых частях мы вышли на соотношение 70х30, где первая цифра – боевые подразделения, вторая – подразделения обеспечения. Сейчас (после перехода к «каталогу» и введения новых штатных должностей по его внедрениюРед.) это соотношение будет равно 50х50».
«Это то, от чего мы отходили 10 лет, а теперь к нему снова возвращаемся, - заявил он. – Следующий вопрос – содержание столовых. Это дополнительные затраты, которые будут идти по линии капитальных или текущих ремонтов. Раньше мы эту нагрузку передавали на фирмы, которые осуществляли аутсорсинг. И это реально! Я в армии служу 30 лет, поэтому говорю для тех, кто за полтора года почувствовал, что понял все процессы, происходящие в Вооруженных Силах!» (Поскольку генерал Полторак прослужил больше, остается думать, что генерал Муженко имел в виду Бирюкова).

Начгенштаба не ограничился выступлением на совещании в Минобороны. Он направил министру обороны официальное письмо. «На сегодня 50-ти определенным воинским частям определены объемы дополнительного ведения в штаты (штатные расписания) 2442 должности специалистов продовольственной службы, - пишет генералу армии Полтораку генерал армии Муженко, - без увеличения лимитов численности Вооруженных Сил Украины, определенной Законом Украины «О численности ВСУ». В случае продолжения «реформы», предупреждает главком, в 2019-м продслужба «съест» 15233 боевые единицы, а это «ориентировочно будет равно численности четырех механизированных бригад,  что негативно повлияет на общее состояние боевой готовности».

Причем, Муженко указывает, что изобретать велосипед не нужно. Во-первых, есть же Концепция реформы питания армии от 19.01.2017, утвержденная Минобороны, согласно которой кормить армию можно «путем привлечения субъектов хозяйствования», т.е. компаний-подрядчиков. Во-вторых, приводит пример НАТО, к стандартам которой мы все во главе с Бирюковым как бы стремимся: «Компания KBR предоставляет услуги питания военнослужащих объединенного контингента НАТО в Исламской Республике Афганистан».

Наша справка: KBR Inc. (Kellogg Brown & Root) - американская инженерно-строительная и сервисная компания, один из ведущих поставщиков армии и Минобороны США. Первый контракт на снабжение и обеспечение армии США заключила в 1992-м. Принимает активное участие в снабжении и обеспечении группировки войск ISAF в Афганистане, при этом часть сотрудников являются жителями Афганистана. В 2008-м работала на территории Грузии. Согласно отчету KBR за 2017 год, основными заказчиками были правительственные ведомства США (Пентагон, НАСА и др.), Великобритании и Австралии, а также - крупнейшие нефтегазовые корпорации мира. Выручка группы за 2017 г. составила 4,17 млрд. долл.

В последней цифре почти половина – только из госбюджета США. Понятно, военному бюджету Украины с ним не сравниться, но в условиях войны деньги там все равно вращаются немалые. Вот последний пример: через пару дней после отравления курсантов Военного института телекоммуникаций и информатизации Кабинет министров перераспределил 111,7 млн. грн. на обустройство казарм и закупку оборудования для столовых в воинских частях Вооруженных Сил.  Из которых 29,4 млн. грн. будут направлены на обустройство построенных в 2018 году (184 шт.) казарм, а, - обратите внимание, - 82,3 млн. грн. – на обустройство столовых в воинских частях, которые переходят в текущем году на систему продовольственного обеспечения с применением КАТАЛОГОВ продуктов питания. 

Отчего возникает понимание, что эта, лоббируемая одними, «каталожная система» благословляется значительными бюджетными ресурсами. Откуда рождается вопрос: оппоненты системы наводят вполне здравые возражения (ибо не маразм ли – заменять в воюющей армии состав четырех мехбригад на поваров и прочих тыловых крыс в духе классической Совковой Армии?), но лоббисты упрямо гнут свою линию. Причем, распорядители бюджета явно играют на их поле. Любой старожил современной Украины вообще и украинской армии в частности скажет: без «крыши» наверху такое невозможно. И здесь уместно будет вспомнить предупреждение от Верховного главнокомандующего. Как известно, внесенный в конце зимы президентский законопроект №8068 о национальной безопасности предусматривает: министр обороны и его заместители будут назначаться на должности из числа гражданских лиц с 1 января 2019 года.

Согласно последним данным компетентных источников из недр Минобороны, генералу армии Степану Полтораку сделано заманчивое предложение: он выходит в отставку, формально сняв погоны, после чего фениксом возрождается в кресле главы МО, но уже в качестве гражданского лица. Те же источники свидетельствуют: Степан Тимофеевич скорее рад новой редакции закона о нацбезопасности, поскольку склонен в ельцинском духе объявить: «Я устал! Я ухожу!» Но в том-то и заковыка, что не на это рассчитывает Главковерх. Именно с Банковой идут сигналы сберечь Полторака (и Бирюкова, конечно, куда ж армии без него), а в их лицах – перемалывающую значительные бюджетные ресурсы «каталожную систему».

Эпицентр лоббирования этой системы прекрасно понимает, что в случае смены руководства Минобороны на «каталоге» будет поставлен крест как подрывающем нашу боевую подготовку, как отрыжке «совка», как несоответствующем стандартам НАТО, как коррупционно подозрительном, в конце-то концов. До 1 января 2019-го – всего ничего. Напомним, будущий год – год президентских выборов, на которые нужно успеть заработать ресурс для успешного ведения агитации, пропаганды и «гречневых пайков» избирателям. Поэтому «каталожную систему» навязывают принудительно, поэтому правительство демонстрирует удивительную лояльность, подкрепляя сопутствующие «каталогу» проекты бюджетными миллионами.

«Мы въедливы и контролируем мелочи. Мы одинаково заботимся о качестве кладки керамоблока и о правильности подготовки карты сверления отверстий для монтажа шкафа», - бодрячком рапортует об очередном ремонте-строительстве за бюджетные деньги Бирюков.

«Сегодня все ведущие армии мира декларируют и ставят целью уменьшение количества обслуживающих подразделений при увеличении боевого состава воинских частей», - упрямо напоминает в упоминавшемся выше письме министру начальник Генштаба.

Пока в этом противостоянии не определится победитель, рекомендуем курсантов военных вузов в увольнение не выпускать. А то наедятся там чего попало, а потом обгаживают такую «фундаментальную и первую институциональную реформу».

Александр Корнеев