02:53 / 17.04.2015 Общество

Престижная школа - это не гарантия успехов ребёнка в учёбе

Апрель - месяц тестирований дошкольников.

Маленькие абитуриенты проходят массу диагностических методик, чтобы поступить в школу, выбранную родителями. Взрослые подходят к делу ответственно и стремятся найти школу со всем спектром возможностей: количество языков, кружков, статусных достижений и наград. В результате за полгода до "поступления" пятилетки идут на курсы, громко именуемые "подготовка к школе", где  учителя обещают научить чадо всем премудростям школьной жизни первоклашек. В течение этого времени напряжение детей нарастает: количество заданий, правил и упражнений стремительно и неуклонно растет, уверяет Ольга Голубицкая, психолог, сказкотерапевт, песочный терапевт.

"Если ты хочешь в школу, ты должен  выучить вот это стихотворение, эту табличку, считать до ста, читать страницу в день"  - и так до бесконечности. Когда родители приходят ко мне узнавать данные диагностики готовности, то очень удивляются, когда я им сообщаю, что знание букв и общая эрудиция – далеко не главные параметры готовности к школе. Итак, каковы же главные иллюзии родителей?

Иллюзия первая: "Мой ребенок умеет читать, писать, считать - значит, он готов".

Чтение и письмо - это часть компонента  интеллектуальной готовности к школе. Данным процессам можно обучить при тщательной подготовке любого ребенка, но это абсолютно не делает его подготовленным. Во время тестирования даже самый умный ребенок может замкнуться и испугаться, потому что его эмоциональная сфера незрела. Результат: красная от стыда и разочарования мама и опустивший голову ребенок. Уходят из школы со словами упрека: "Почему так мало баллов? Ты же знаешь все, мы же дома учили!" А все потому, что эмоциональная зрелость не менее важна, чем интеллектуальная готовность.

Иллюзия вторая: "Не имеет значения, что моему ребенку еще нет шести - он очень умен и отлично решает логические задачи!"

Ко мне на диагностику привели девочку ростом с четырехлетнего малыша и весом воробышка. Она застенчиво улыбается. Я прошу ее дотянуться рукой до противоположного уха, положив руку на голову, как обруч. Ладошка не достает до уха сантиметров на 7. Эта методика называется "Филлипинский тест". Я прошу улыбнуться и спрашиваю: "Зубки выпадают?"- "Нет", - улыбается девочка. – "И не шатаются?" – "Нет", - снова осторожный взгляд. Дальнейшее тестирование бессмысленно. Нет физиологической готовности. У ребенка должна дозреть кора головного мозга, чтобы принять тот объем информации, который предлагает школьная программа. Если у ребенка еще не начали меняться зубы, значит, организм еще не перешел на следующую стадию развития. Даже если эта девочка пройдет тестирование и попадет в школу, без ущерба для здоровья она сможет высидеть не более 15-20 минут, остальное время станет пыткой. Через неделю ребенок начнет впадать в истерические протесты. А потом  часто болеть. Процесс адаптации затянется на год.

Иллюзия третья: "Главное - объяснить ребенку, что если он не пойдет в школу, значит, будет работать дворником и не сможет зарабатывать столько, сколько папа (мама, бабушка). Все хорошие детки учатся в школе".

Ребенок умеет читать, писать, и считать даже по-английски. Но на вопрос методики диагностики мотивации к школе выбирает ответ и рисунок: "Я хочу в школу, потому что хочу стать взрослым, мне будут ставить хорошие оценки, там много детей, с которыми можно поиграть…" Чем опасна такая иллюзия? В голову малыша вложили все знания, которые смогли вместить, но зачем это - ему не очень понятно. Мама сказала, что там хорошо. Результат: ребенок попадает в школу, но действия его почему-то вызывают отторжение у учителя и одноклассников. Учеба становится правилом, которое не нравится. Внезапно возникают страхи: не получить хорошую оценку или похвалу, не найти друзе. Тогда каждое утро начинается с протеста - "не хочу идти в школу".

Иллюзия четвертая: "Если я его отдам в 7 лет, он потеряет год. Недаром же образование начинают с 6. Сын подруги пошел позже и теперь ему там скучно ".

За год с мозгом и психикой ребенка происходят колоссальные трансформации. Иногда этот "отложенный" год является просто спасением. Часто дети, которые шли "по возрасту", выглядели более счастливыми, с занятиями справлялись за короткий промежуток времени и проявляли творческие способности, хотя в 6 лет не могли справиться даже с домашним заданием детского сада. Все очень просто. У каждого ребенка свой ритм развития и дозревания. Искусственное ускорение приводит к ломке личности, проблемам с самооценкой и ранним нервным расстройствам.

Иллюзия пятая. "Чем престижнее школа, тем лучше. Еще лучше - гимназия".

У ребенка есть свой набор способностей, особенностей психики, темперамента. Учитель может нравиться вам, но абсолютно не подходить по ритму и структуре характера вашему ребенку. И какие бы физические, технические, интерьерные условия класса там ни были, успеваемость останется на низком уровне. А все потому, что в нашем обществе зачастую искривлена система: чем успешнее школа, тем жестче система обучения внутри, моральные и духовные ценности уступают место статусу, - и ребенок с довольно развитой эстетической и социальной сферой просто становится изгоем, так как он "недостаточно успешен".

Что делать? Наблюдать, играть и принимать своего ребенка таким, какой он есть. Он уникален  в своей многогранности. Делая акцент только на умственной готовности к школе, вы блокируете все остальные задатки своего чада. Точно так же и  чрезмерное увлечение всеми способностями истощает психику ребенка и делает его тревожным, склонным к неожиданным вспышкам сильных неконтролируемых эмоций.

Помните, главная задача ребенка до шести лет - игра. Не наиграется в этот период - будет доигрывать всю жизнь. Не торопите его. Рисуйте, разговаривайте, мечтайте вместе, занимайтесь с ним столько, сколько бы вам хотелось быть загруженным на работе начальством. И верьте - все он сможет. Дети чувствуют, когда родители в них верят. Не надеются, не дрессируют, не предупреждают, а просто верят, что все у него получится.