00:04 / 16.11.2014 Общество

Смогут ли хорошо заниматься политикой те, кто пишут о политике?

Как показывает практика, во многих проблемах касающихся журналистов, очень редко можно получить поддержку коллег.

На протяжении 23 лет с момента объявления, как уже показало время, декларативной независимости Украины, в Верховной Раде в каждом созыве были журналисты. История Украины знала крайне мало случаев, когда журналистам после получения корочки депутата, удалось сохранить свое лицо, а зачастую получалось, что и не депутат и не журналист.

В революционную Раду 2014 под занавес этого года попали следующие журналисты: Мустафа Найем, Сергей Лещенко, Светлана Залищук, Владимир Арьев, Константин Усов, Виталий Чепинога, Червакова Ольга, Ирина Фриз, Виктория Сюмар, Татьяна Чорновол, Сергей Высоцкий, Егор Соболев, Игорь Диденко. И не просто пройшли в Раду, а даже объявили, что собираются работать вместе с общественными активистами-депутатами в рамках некоего внефракционного объединения, что в дальнейшем может вырасти в новый политический проект.

"Мы туда идем не только как новые люди из уже сформированных молодых политических сил, общественных организаций, мы туда идем еще и из журналистики… Мы точно будем сотрудничать вместе… Это наши самые близкие партнеры, мы в будущем собираемся создать межфракционное парламентское объединение и провозгласить ту программу, договориться о конкретных принципах, конкретных законах, реформах, за которые мы точно возьмем ответственность и будем вместе работать, в какой бы фракции мы ни были", - заявила СМИ Светлана Залищук, сооснователь движения «Чесно».

Журналисты и общественные активисты пообещали поддержать голосами пакет реанимационных реформ, закон о правах и свободах переселенцев. Приложить усилий и добиться наказания за коррупционные преступления, вывести в онлайн транзакции Госказначейства, админреформу, прозрачный закон о медиа-собственности и реестр медиа, а также новый избирательный кодекс на основе открытый партийных списков и прозрачного  бюджетного финансирования партий.

"Очевидно, те, кто здесь собрались - это люди, которые должны были создать свою партию. Сейчас мы слышим критику - как вы можете идти с этими людьми… С теми, с кем мы пошли - конечно же, стыдно, это факт… Но так случилось, у нас выхода не было. Мы могли ждать еще пять лет и вместе с вами критиковать списки. Сегодня мы на месте тех, кого критикуют… Давайте хотеть, чтобы… через какое-то время мы могли с этими людьми, которые здесь стоят, создать такой список, что те старперы хотели к нам, а мы бы их не взяли", - отметил журналист Мустафа Найем.

Я скептически отношусь к партии журналистов. Какими проблемами будет заниматься эта партия? Логично было бы отстаивать свободу слова, поддерживать коллег-журналистов. Но, как показывает практика, во многих проблемах касающихся журналистов, очень редко можно получить поддержку коллег. Как пример приведу убийство журналиста с Черкасской области Василия Сергиенка, расследовавшего «деятельность» местного олигарха Бобова. Бобов за это время успел успешно добраться в этом созыве и до кресла депутата ВР по 196 мажоритарном округе. Где были, к примеру, в этом случае, Мустафа Найем и Сергей Лещенко? Почему также не приехали отстаивать справедливость, как в случае с Олесем Довгим? И комфортно ли им будет находиться в Раде вместе с такими Бобовыми?

Первым делом, новоизбранные депутаты, журналист Мустафа Найем и общественный активист Анна Гопко озадачились вопросом зарплаты депутата. 

“Депутатского оклада (6500 грн.) недостаточно, чтобы прожить в Киеве. А всех моих сбережений и неполученных гонораров, по моим подсчетам, хватит максимум на 7-8 месяцев. Всякого рода “фракционные доплаты за лояльность” и “платные услуги” я не рассматриваю как возможность заработка. Поэтому, во-первых, мы поднимем вопрос об отмене урезания депутатской зарплаты. А во-вторых, я буду искать способ зарабатывать деньги в рамках нынешнего законодательства, о чем подробно отчитаюсь в своих декларациях”, – написал в Фейсбуке Мустафа Найем.

Если это главные вопросы, которые волнуют новоизбранных депутатов, то какими будут второстепенные несложно догадаться. Маркетологи изучают в высших учебных заведениях иерархию потребностей по Маслоу. Так вот, согласно этой иерархии, человека в первую очередь заботит, что поесть и где поспать, а потом уже все остальное. И где-то в самом верху идут потребности других людей. Что можно ожидать от депутатов, которые еще не смогли обеспечить себя, и их еще заботит еда и крыша над головой?

Как это было раньше? Журналисты в Верховной Раде в прошлых созывах

Это не первый случай прохождения в Раду журналистов. Ранее из медиа в Верховну Раду пришли Олег Ляшко, Елена Бондаренко, Ирина Геращенко, Владимир Арьев, Андрей Шевченко, Игорь Мирошниченко, Вячеслав Чорновил, Ольга Герасимюк, Анна Герман, Николай Княжицкий.

Самыми яркими примерами, безусловно, стали Олег Ляшко и Вячеслав Чорновил. Здесь прошло перерождение из журналиста в политика.

"Рупоры" Партии регионов: Елена Бондаренко и Анна Герман

Елена Бондаренко в политику тоже пришла из журналистики. Когда-то она занималась политическими обзорами в ТРК «Новый Донбасс», впоследствии перекочевала в пресс-секретари Бориса Колесникова. 

Анна Герман когда-то была тоже журналистом, дальше экс-руководителем киевского офиса «Радио Свобода», откуда перебежала в 2004 году в пресс-секретари премьер-министра Украины Виктора Януковича. Благодаря ей, судимости Януковича переквалифицировались в «ошибку молодости», а брошенное яйцо в Ивано-Франковске в «тупой предмет». И Анна Герман и Елена Бондаренко уже экс-депутатши, у них появилась мотивация вернуться в журналистику. Хотя Анна Герман обещает писать еще и книги.

Пришедшие на гребне «Оранжевой» революции: Андрей Шевченко и Владимир Арьев

Приходу в Раду журналиста Андрея Шевченко помогла Оранжевая  революция. В то время он был шеф-редактором и ведущим «5 канала». В Раде был депутатом от «БЮТ» и от «Батькивщины», наработал около 100 законопроектов и именно благодаря его твиту страна узнала о разгоне Евромайдана.

Владимир Арьев в 2004 -2005 годах вел авторскую программу «Закрытая зона», она же стала стартовой площадкой для его прохождения в Раду от «Нашей Украины» в 2007 году, а в 2012 году - по мажоритарному округу в Киеве, как поговаривают, при финансовой поддержке Петра Порошенко. В Верховной Раде Арьев растворился и даже умудрился подружиться с сыном Пшонки. В результате о журналисте Арьеве никто уже и не помнит, но в Раду-8 попал через списки «Блока Петра Порошенко». Андрей Шевченко теперь уже экс-депутат, он не прошел по спискам «Батькивщины», оказавшись на непроходном 20 месте.  Видимо, Юлия Тимошенко больше оценила журналистские способности Игоря Луценко, Дмитрия Тымчука и Александра Абдуллина.

Поддерживающие дух «Свободы»

«Свободовец» Игорь Мирошниченко, спортивный журналист с «СТБ» и «ICTV», прекрасный спортивный комментатор. Однако это уже далеко в прошлом, сейчас он владелец ресторанно-гостиничного бизнеса. Его называют спонсором партии «Свобода», поговаривают, что именно он подарил Олегу Тягныбоку тот самый джип Тойота «Секвойя». В Раде журналистское прошлое Игоря Мирошниченко давало сбои, и за его текстовые конфузы приходилось отдуваться Олегу Тягныбоку. Теперь Мирошниченко уже экс-депутат.

Как видим, Верховная Рада является серьезным испытанием для журналистов. Ведь став депутатом, надо еще и не забывать о своей главной профессии, и каждый раз задавать себе вопрос, что я должен делать в Верховной Раде как журналист. Чтобы внезапно, вследствие какой-нибудь революции, оказавшись за бортом корабля под названием «Верховна Рада», не выяснилось, что доверия людей уже нет и теперь ты уже и не депутат, и не журналист.

Ну, а тем, кто питает иллюзии относительно какой-то особой профессиональной помощи журналистов-депутатов своим коллегам, напомним, что в свое время в парламенте был с десяток писателей: Иван Драч, Павло Мовчан, Владимир Яворивский, Петр Осадчук, Александр Бригинец, Мария Матиос, Роман Лубкивский, Виктор Таран-Терен и др. К сожалению, они практически ничего не смогли сделать ни для украинского книгоиздательства, ни для Национального Союза писателей Украины, который сегодня, похоже, окончательно деградировал.

Алена Коцеруба, для Багнета