15:20 / 14.01.2014 Общество

«Если бы церковь призвала к восстанию, то украинской власти был бы конец», — религиовед

Такое мнение высказал религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец

Руководство Украинской Греко-католической церкви получило от Министерства культуры Украины официальное письмо за подписью заместителя министра Т.Г. Кахана

В нем министерство указывает на нарушение представителями УГКЦ законодательства, поскольку они проводят богослужения на Майдане Независимости. Нарушение, по мнению министерства, заключается в том, что обряды проводятся не в определенных законом местах: в культовых зданиях и на прилегающей территории, в местах паломничества, в учреждениях религиозных организаций, на кладбищах, в местах отдельных захоронений и крематориях, квартирах и домах граждан. Учитывая это, министерство предупреждает, что дальнейшая такая деятельность священников УГКЦ «может стать основанием для возбуждения перед судом вопрос о прекращении деятельности соответствующих религиозных организаций», информирует еizvestia.com.

- Богослужение на Майдане начали проводить после избиения студентов 30 ноября. Они сильно повлияли на мирный характер протестов. Если бы этого не было, то у нас была бы гражданская война, — высказал мнение в интервью Gazeta.ua религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец. — Власть должна ты наградить УГКЦ при содействии миротворческой атмосферы во время политического кризиса.

- Видите ли нарушения требований законодательства Украины в проведении богослужений на Майдане, как это подчеркивают в Минкульте? И может ли власть реально требовать их прекращение?

- Эти угрозы довольно нереалистичны. Согласно статье 16 должен быть человек, который отвечает за такое нарушение. Здесь стоит палатка, к которой обращаются граждане. То есть нет общины, монастыря, которые бы несли ответственность за нее. Соответственно нельзя никого снять с регистрации. Всю церковь также нельзя снять, потому что она не имеет статуса юридического лица. Вся угроза пустая. Кроме того, у нас есть тысячи нарушений, когда представители различных религиозных движений вредят физическому или духовному здоровью граждан. Однако, тогда почему-то государство не обращает на то внимание. Есть вопиющие случаи, когда люди годами разжигают межрелигиозную и межнациональную рознь. И снова никто не обращает на это внимание. Убежден, что здесь нет нарушения требований законодательства Украины. Непонятно в чем именно состав преступления. В том, что предоставлялись пасторские услуги? А в чем здесь преступление? Или в том, что палатку установили? Но ее же не церковь устанавливала.

- С чем связываете такую ​​выборочную реакцию?

- Это или неграмотный шаг, или просто провокация против власти. Вообще власть держится благодаря тому, что церковь призывает к миру. Если они призовут к восстанию (хотя бы католическая церковь), то власти будет конец. Как это например было на Филиппинах, когда восстание возглавил кардинал.

- Как власть должна была действовать?

- Надо было иначе вести диалог и работать с церковью. В таких случаях всегда находили возможность поговорить, потому что тот же патриарх Святослав всегда готов к диалогу. Можно было бы с ним спокойно говорить, а не давить. Церковь — это большой организм. В данном случае, греко-католики — это 5 млн. украинцев, поэтому нельзя давить на чувства людей. Надо культурно вести диалог: прийти в гости, выслушать аргументы.

- К чему может привести такое поведение министерства?

- Это позорит государство, не несет угрозы для церкви. Такое поведение будет иметь последствия. А именно — озлобление людей на власть. Однозначно, авторитет УГКЦ вырастет.

- Для чего власти воспользовались такими методами?

- У нас так часто делается. Причина в простой безграмотности в религиозной политике. Ее в последние годы очень много. Церкви не часто жалуются. Просто сейчас политический контекст возник. Нельзя было смолчать. Но власть часто делает ляпы, что не делает ей чести. Это позорное явление.