16:55 / 14.05.2009 Общество

Стельмах не хочет печатать защищенные деньги?

С попустительства Нацбанка рынок наводняется фальшивыми гривнями

Украинские СМИ регулярно сообщают о выявленных фальшивых купюрах отечественной валюты – гривны. Даже беглый поиск во всеведущем Гугле поражает широтой географии, аудитории и технологий фальшивомонетчиков.
 
Гривны делают в Николаеве, Одессе, Ужгороде, Киеве, Донецке, других городах. Их печатают ПТУ-шники на принтерах, их рисуют безработные на кухнях, их клепают люмпен-аграрии в сельских клубах, юные химики вытравливают на купюрах изображения, а дизайнеры приклеивают аппликации.
 
Например, как сообщает один из интернет-сайтов, недавно в милицию Кривого Рога обратилась взволнованная продавец с близлежащего рынка. С ней пытались рассчитаться за продукты фальшивой купюрой. Покупательницу задержали и узнали, что деньги ей дал ранее судимый бойфренд. У него на квартире при обыске нашли 342 купюры номиналом 100 и 11 купюр по 200 гривен, отпечатанных на принтере.
 
Всего же, по разным оценкам, нынче объем подделок в общей денежной массе Украины составляет около 15 млн. В принципе – мелочи. Но настораживают комментарии банковских экспертов на эту тему. Эксперты утверждают, что украинскую гривню мало поделывают не из-за того, что она хорошо защищена, а в основном, из-за ее непопулярности как платежного средства на мировом рынке валют.
 
 
И полиграфический комплекс рассчитывался англичанами из компании De La Rue для печати больших объемов сравнительно простых денег – украинских купоно-карбованцев. Навязывая украинскому БМД ненужные железяки, англичане не торопились поставлять новые технологии, применяемые сегодня.
 
Напомним, что в общей сложности в мире применяется 18 средств (элементов) защиты банкнот. При производстве доллара, например, применяется 9 основных средств защиты, при производстве евро – тоже 9 основных средств защиты. При производстве гривны – целых 12 основных средств защиты!
 
Проблема только в том, что из этих 12-ти не применяется ни одного самого современного и высокотехнологичного. Ни зеркальной голограммы (применяемой в евро), ни радужной полосы (применяемой как в евро, так и в долларах), ни металлизированной краски (применяемой в долларах) – в украинской гривне не применяется! Результат, как говорят, налицо. Мало того – все авторские права на технологии и элементы, применяемые для защиты украинских банкнот, принадлежат зарубежным компаниям из Англии, Германии, Швейцарии.
 
Пассивность НБУ в вопросе усовершенствования защиты национальных денег объясняется тем, что Нацбанк сегодня – монополист. «Багнет» уже писал, что на сегодняшний день в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда Нацбанк единолично выполняет функции по разработке, изготовлению, эмиссии, учету, хранению и уничтожению купюр, ставших непригодными к употреблению.
 
А это делает невозможным контроль исполнительной власти над всеми этими процессами. Такое положение полностью противоречит принятой в последнее десятилетие международной практике, когда большинство Центробанков ведущих стран мира отказались от производства денежных знаков. Эта функция передана правительствам, как в США, Японии, России, Испании или коммерческим структурам, как в Швейцарии, Англии, Голландии, Норвегии и т.д.
 
Частная инициатива на службе у правительства способна дать более конкурентоспособную продукцию. Но это-то и невыгодно «несгораемому» Стельмаху, который привык использовать БМД как вотчину не только для печатания денег, но и для всяких прочих «гешефтов». «Багнет» подробно анализировал различные полиграфические «халтурки» менеджеров БМД с согласия НБУшного начальства, например, печать бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности.
 
И это притом, что Нацбанк по Закону «О Национальном банке Украины» вообще не имеет права вести какую-либо хозяйственную, торговую или производственную деятельность. На самом же деле в НБУ работают и осуществляют хозяйственную деятельность не только БМД, но и Фабрика банкнотной бумаги.
 
Видимо, руководство Нацбанка действительно уже давно испытывает головокружение от успехов. Ведь Владимир Стельмах с Анатолием Шаповаловым, его первым замом, точно знают, в отличие от миллионов украинских граждан, куда в конце прошлого года делись 8,5 миллиардов гривен, которые Нацбанк отдал банку «Надра» якобы на рефинансирование. И потеря реальности банкирами приводит к тому, что НБУ сегодня не брезгует заниматься даже элементарной контрабандой.
 
Как уже писал «Багнет», недавно сотрудники Киевской центральной специализированной таможни изъяли почти 1 кг золотых заготовок стоимостью свыше 166 тыс. грн., предназначавшихся для Национального банка Украины.
 
Согласно поданным для таможенного оформления документам, в Украину ввозилась партия товаров - заготовки для монет из золота. Товар (11 тыс. 476 золотых заготовок для монет диаметром 24,85 мм, общим весом почти 200 килограммов и стоимостью свыше 38 млн грн) поступил в двух деревянных ящиках из Австрии по адресу НБУ.
 
По результатам проведенного таможенного досмотра товара и после пересчета этих заготовок, инспекторы установили их реальную численность. Выяснилось, что золотых заготовок в ящиках находится на 50 штук больше, чем указано в документах.
 
То есть Банкнотно-монетный двор Нацбанка, сначала под руководством Руслана Арешковича, а теперь – Александра Киреева, не умеет делать не только бумажные, но и металлические деньги. Возникает вопрос – за что тогда государство заплатило на оснащение БМД 150 миллионов долларов? Отечественные СМИ уже сообщали о том, что на оснащение Двора было потрачено $150 млн бюджетных денег, в то время как реальная стоимость необходимого оборудования по данным мировых производителей в 5 (!) раз ниже.
 
И ладно бы внутри страны не было кому предложить нормальную защиту для денег. Но ведь есть в Украине сугубо отечественная суперсовременная разработка, опередившая всю Европу и Америку. 
 
В частности, речь идет о так называемой технологии деметаллизованных голограмм, широко применяемых при изготовлении евро – самой молодой (из широко распространенных) и самой защищенной валюты. Так вот, как уже сообщал «Багнет», Консорциум «ЕДАПС» презентовал в Украине отечественную технологию изготовления и применения деметаллизованных голограмм.
 
При этом украинские ученные добились того, что по основному параметру технологии – по разрешающей способности, украинская инновация в несколько раз превысила швейцарский аналог (технология «zero.zero»), который считается одним из самых передовых в мире. Почему эта наработка украинских ученных не востребована НБУ? Или, может, поток фальшивых гривен кому-то особо дорог? Странно, во все времена и во всех странах вопросы изготовления национальной валюты были первейшей заботой нацбезопасности страны. 
 
Поэтому производство денег подразделениями НБУ под управлением Стельмаха – опасно для существования страны. Деньги должны делать те, кто это умеет. А Нацбанк должен по-прежнему иметь право, как основной финансовый регулятор страны, проводить эмиссию национальной валюты. НО НЕ ПЕЧАТЬ.
 
«Багнет» уже писал о том, что 18 марта 2009 года Комитет ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности полностью поддержал законопроект № 3525 «О внесении изменений в Закон Украины «О Национальном банке Украины» парламентария Василия Грицака о переводе печати дензнаков из НБУ под контроль правительства.
 
В документе предлагается вывести из подчинения Нацбанка Банкнотно-монетный двор и Фабрику банкнотной бумаги, закрепить за НБУ функции заказчика на производство дензнаков на предприятиях сферы управления Минфина, в подчинение которому и предлагается отдать БМД.
 
Стельмаху и его менеджерам пора бы уже запомнить, что защита национальной валюты заключается не в том, чтобы печатать слабозащищенные деньги и девальвировать их в ходе валютных спекуляций. И однозначно можно утверждать, что без собственного «станка» Нацбанк сможет постичь эту простую истину гораздо быстрее.