10:20 / 27.04.2009 Общество

Совнацбез обезопасился от журналистов

Журналисты намерены подать в суд на клерков СНБО, которые «лепят горбатого», лишь бы не допустить к Богатыревой и Гавришу неугодных им представителей СМИ

О том, что Совнацбез, благодаря ряду его чиновников, превратился в преступную организацию многим СМИ, в том числе и «Багнету» уже неоднократно говорили украинские политики и эксперты.

Самое интересное, что они наверное правы – территория Совнацбеза уже давно стала «малиной», проникнуть в которую журналисту без доброй воли церберов царицы Раисы Богатыревой невозможно.
 
Надежно охраняет тело шефини – руководитель пресс-службы СНБО некая Ирина Богдан, одна из героинь прошлых публикаций «Багнета». При этом она откровенно лжет, одновременно путаясь в показаниях. Итак, о чем речь.
 
В пятницу, 24 апреля, в 17-30 по адресу ул. Командарма Каменева, 8 (территория Совнацбеза) должен был состояться брифинг секретаря СНБО Раисы Богатыревой по итогам заседания Совета, на котором обсуждались вопросы борьбы с преступностью в стране. Заседание кстати проходило за «закрытыми дверьми». Брифинг таки состоялся, правда провел его зам Богатыревой Степан Гавриш.
 
Несмотря на то, что СНБО последовательно не пускает на подобные мероприятия журналистов ряда изданий, в том числе журнала «Наш Продукт», который я представляю, я все-таки решил добиться своего, или как минимум выяснить истинные причины, на мой взгляд, незаконных действий клерков.
 
Впрочем, истинных причин выяснить так и не удалось (есть догадки, но о них позже). Зато стало, очевидным, что пресс-служба СНБО получила явные указания не пускать на публичные мероприятия в СНБО журналистов определенных изданий.
 
В предыдущей публикации на эту тему «Багнет» подробно описывал, как динамили журналистов сотрудники Секретариата Президента и СНБО при попытке аккредитоваться на аналогичный брифинг Богатыревой от 27 марта. При этом они постоянно давали противоречивую информацию. Например, сотрудница СНБО вначале сказала, что журналист уже аккредитован. Затем, что у журналиста нет аккредитации. А далее она сообщила, что аккредитационные списки закрыты комендантом. В общем, бред полный.
 
Подобный же бред мне 24 апреля пришлось выслушать от руководителя пресс-службы Ирины Богдан. Она, ссылаясь на информацию на сайте Президента Украины требовала от меня предоставить ей документы не предусмотренные ни законодательством Украины, ни теми же правилами аккредитации, размещенными на президентском сайте.
 
Итак. Вначале я позвонил в пресс-службу Президента Украины, чтобы аккредитоваться на 13-00 на вступительное слово Виктора Ющенко перед началом (в 14-30) заседания СНБО. Главный консультант пресс-службы Андрей Сергийчук принял мою аккредитацию, поскольку от журнала «Наш Продукт» еще в конце 2008 года в СП были подана необходимая заявка. Но он сообщил, что по поводу аккредитации на брифинг Богатыревой надо звонить в пресс-службу СНБО, так как мероприятие будет проходить на территории Совнацбеза.
 
Так я и поступил. Однако руководитель пресс-службы Ирина Богдан наотрез отказалась меня аккредитовывать, ссылаясь на то, что мы не выслали ей подтверждение… об аккредитации в СП! Привожу первый разговор с ней:
 
Журналист: могу я аккредитоваться на брифинг на 17-30?
 
Богдан: Да. У вас є акредитація?
 
Журналист: Да. В Секретариате Президента есть.
 
Богдан: Хто ви?
 
Журналист: Руденко Олег Васильович, заступник головного редактора журналу «Наш Продукт»
 
Богдан: Ви не присилали нам підтвердження на акредитацію. Вас попереджали, щоб ви переслали свою акредитацію.
 
Журналист: Ми пересилали ще в березні. Підтвердження акредитації в Секретаріаті Президента?
 
Богдан: Ви не присилали. З вами наш співробітник говорив, і ми чекали від вас акредитації, оскільки ви обіцяли, що надішлете. Ви так її і не надіслали.
 
Журналист: ми надіслали вам листа, якого ми надсилали в Секретаріат Президента…
 
Богдан: Іще раз кажу - я вас акредитую в разі, якщо буде ваша акредитація в нас в наявності…
 
Журналист: що мається на увазі під підтвердженням? Копію листа, який ми направляли на акредитацію в Секретаріат Президента?
 
Богдан: Не копію листа, а акредитаційну картку, якщо ви заповнювали в Секретаріаті Президента, у вас має бути акредитаційна картка, документ про акредитацію. Якщо ви її не заповнювали, у вас акредитації немає (странно, а за пять минут до этого в Секретариате Президента никакой «картки» не требовали – Ред.).
 
Странно, но ранее в пресс-службе Президента ни о какой аккредитационной карточке не говорили – достаточно было направить официальное письмо от издания в соответствии с правилами аккредитации указанными на сайте Президента. Что, мы впрочем, еще несколько месяцев тому назад и сделали.
 
«Может быть, тогда что-то в СП напутали или забыли указать в правилах?», - усомнился я, и сразу же позвонил руководителю пресс-службы Олегу Игоревичу Кошелеву: 
 
Кошелев: …у нас нет такого понятия – акредитационных карточек. Мы просто принимаем документы (от СМИ – Ред.)… и мы тогда людей всегда вписываем, когда им нужно. Таких карточек как таковых нет. Я не знаю, кто и что придумал. Может быть, в СНБО есть такие карточки?
 
Журналист: Нет, они говорят, что я у Вас должен заполнить их для того, чтобы им сбросить подтверждение…
 
Кошелев: Нет, пусть они не придумывают, у нас нет такого.
 
Журналист: То есть такого понятия не существует?
 
Кошелев: Не существует и они об этом хорошо знают…Это видно такой метод отказывания своеобразный.
 
Получается, что госпожа Богдан на ходу придумала некий документ, дабы под благовидным предлогом отказать в аккредитации? Снова звоню ей. Разговор, правда, получился из серии: «У вас йогурт свежий?» - «Грушевый». Она явно начала «путать след»:
 
Журналист: …Я беседовал с Олегом Игоревичем Кошелевым, он говорит, что у них в принципе такой формы как аккредитационная карточка нет.
 
Богдан: Ну як, відкрийте сайт Президента, там правила акредитації є, і форма заповнення акредитації теж є.
 
Журналист: Мы посылали официальное письмо на аккредитацию в Секретариат Президента. И ничего такого на сайте Президента нет. И он (Кошелев – Ред.) мне официально это подтвердил.
 
Богдан: Ви мусите бути акредитовані в Секретаріаті Президента.
 
Журналист: Но он сказал, что такой формы как аккредитационная карточка нет.
 
Богдан: Я не знаю з ким ви говорили. Відкрийте сайт Президента, на сайті Президента правила акредитації вивішені. Ви мусили заповнити форму, отримати акредитацію річну і підтверджувати на окремий захід.
 
Журналист: ми її отримали.
 
Богдан: У нас немає інформації, у нас є перелік видань, які акредитовані в Секретаріаті Президента. Вас в цьому переліку немає.
 
Журналист: То есть Секретариат Президента не высылал наше видання вам на акредитацію.
 
Богдан: Да. Через те я не маю підстав на акредитацію.
 
Журналист: То есть, дело не в акредитационной карточке, а в том, что Секретариат Президента не предоставил вам необходимые данные. Я правильно понимаю?
 
Богдан: Ну виходить так, але…
 
Журналист: Но Вы же говорили до этого об аккредитационной карточке, так где мне правду искать?
 
Богдан: Послухайте ще раз, я вам пояснюю. Ми акредитаційні картки не збираємо. Їх збирає, всі відомості Секретаріат Президента, вони нам надають тільки перелік акредитованих ЗМІ і в цьому переліку вас немає. Для того, щоби вас акредитувати, я вам пояснила, ви мусите дати підтвердження, що ви акредитовані в Секретаріаті Президента.
 
Журналист: То есть соответственно Секретариат Президента должен дать перелік?
 
Богдан: Да. Що ви акредитовані. Або ви… Я вам намагалась допомогти ви мене починаєте про щось питати і посилаєтесь на якихось співробітників Секретаріату.
 
Журналист: не якихось, это официальный сотрудник пресс-службы.
 
Богдан: Так я вам ще раз кажу. Є офіційно оприлюднені акредитаційні правила. Вони єдині для всіх, не тільки для вашого видання, а для будья-якого ЗМІ. Є перлік видань акредитованих. Вашого видання в цьому переліку немає. Я не маю підстав для акредитації вас на брифінг сьогоднішній. Якщо ви маєте цю акредитаційну картку, якщо ви її заповнили… (и снова «за рибу гроші» - так дело в карточке или перечне от Секретариата  Президента? - Ред.).
 
Журналист: Подождите, но аккредитационной карточки нет: ни в законодательстве, ни в Секретариате Президента. То есть вы требуете от меня документ, который законодательством в принципе не предусмотрен, и правилами Секретариата Президента. Я у них спрашивал об этом напрямую.
 
Богдан (очевидно, решив поправить свою оплошность с упоминанием об аккредитационной карточке – Ред.): Якщо підсумувати все вище сказане, можу вам сказати, якщо ви є в переліку акредитованих для роботи з установами президента ви отримаєте акредитацію. Якщо ви не акредитовані ви її не отримаєте. З’ясовуйте будь-ласка чому і як ви акредитовані, чи не акредитовані Секретаріатом Президента, а не зі мною.
 
Сложилось впечатление, что у СНБО и в частности у Ирины Викторовны какая-то своя «феня», по которой я абсолютно «не ботаю». Решил снова прояснить ситуацию у первоисточника (в смысле у руководителя пресс-службы Президента Олега Кошелева):
 
Журналист: …Я Вам сегодня уже звонил по вопросу аккредитации. Хочу уточнить. Я говорил с представителем СНБО Богдан Ириной Викторовной. Я ей сказал об аккредитационной карточке. Она сказала следующее, что дело я так понимаю не в аккредитационной карточке, а в том, что нас нет в ее списках, хотя мы аккредитованы в Секретариате Президента соответствующим образом.
 
Кошелев: Мы то какое отношение имеем к ее спискам?
 
Журналист: Якобы, из Секретариата Президента приходят списки…
 
Кошелев: Никогда такого не было. Вот сегодня будет пресс-конференция на Каменева. Мы никаких списков не даем. Поверьте мне. Я руководитель пресс-службы – она обманывает.
 
Журналист: Списки она имеет в виду аккредитационные. То есть в начале года идет аккредитация…
 
Кошелев:  Не даю я никому эти списки. Эти списки для нас… И нам их (официальные письма от изданий – Ред.) высылают согласно требованиям, которые есть на сайте Президента. Она врет, просто врет очень некрасиво… Я ее, кстати, сегодня видел, я бы ей сказал, что она выдумывает... Я ее видел. Потому что РНБО у нас проходит. А потом на Каменева будет пресс-конференция. Если бы это было у нас, то поверьте, вы бы спокойно пришли бы и аккредитовались… Мы никому не даем списки. Ни им, никому.
 
Журналист: Олег Игоревич, единственное, что я ссылался на разговор с вами.
 
Кошелев: Спокойно можете ссылаться дальше… Скажите, если очень ей надо, пусть она скажет эти слова Мудрак. А я проверю. Мудрак - это руководитель Главной службы информационной политики, которой я подчиняюсь… Но мне, честно говоря, неприятно, что так вот поступают, и вы думаете про нас плохо.
 
Руководитель пресс-службы СНБО Ирина Богдан профессионально "динамит" неугодных аппарату Совнацбеза журналистов, нарушая законы Украины и правила аккердитации Секретариата Президента 
 
Поняв, что профессиональное словоблудие чиновников все равно не «пробить», решил еще раз проверить официальную информацию на сайте Президента – так называемые правила аккредитации. Любопытный документ, который полностью подтверждает, что Ирина Богдан сознательно морочила мне голову (полную версию правил см. здесь).
 
Так вот, согласно пунктам 1 и 3 правил:
 
«1. Акредитація представників засобів масової інформації… проводиться Департаментом Прес-служби Головної служби інформаційної політики Секретаріату Президента України… з метою створення сприятливих умов для здійснення професійної діяльності Акредитованих осіб, яка полягає в забезпеченні права кожного на інформацію, та всебічного й об'єктивного висвітлення діяльності Президента України та Секретаріату Президента України.
 
3. Акредитація не може бути використана для введення цензури, впливу на зміст журналістських матеріалів, іншого утиску свободи засобів масової інформації, обмеження права збирати, зберігати, використовувати і поширювати інформацію будь-яким незабороненим способом. Акредитація не є дозвільною процедурою».
 
Заметьте, аккредитация  – не является разрешительной процедурой и делается для освещения деятельности Президента и СП. Ни о слова о Богдан, СНБО и их праве требовать от журналиста какие-то разрешения на брифинг чиновника Совнацбеза.
 
И далее о самом порядке аккредитации:
 
«6. Заявка на акредитацію подається на офіційному бланку засобу масової інформації за підписом керівника редакції друкованого засобу масової інформації (керівника телерадіоорганізації, інформаційного агентства, Інтернет-видання) та засвідчується печаткою засобу масової інформації».
 
Что журнал «Наш Продукт» с успехом и сделал в конце 2008 года.
 
«14. Акредитовані особи мають право:
- завчасно отримувати інформацію про заплановані заходи;
- бути присутніми на брифінгах, прес-конференціях та інших заходах, що спеціально організуються для засобів масової інформації, у місцях проведення відповідних заходів…»
 
И снова, ни слова о том, что надо заполнять аккредитационную карточку, направлять ее в СНБО, что-то там подтверждать, доказывать некой госпоже Богдан, что ты аккредитован пресс-службой Президента.
 
Кем себя возомнили в СНБО? Органом, для которого закон не писан? Этот вопрос я намерен прояснить с помощью суда, подав соответствующий иск против действий клерков СНБО, которые ограничивают мои права на получение информации, что отражено в ряде профильных законов.
 
И напоследок. Поведение Ирины Богдан легко объяснимо: издание «Наш Продукт» неоднократно посылало журналистские запросы в СНБО с просьбой прокомментировать возможные проявления коррупции среди чиновников данного ведомства. Приходили лишь отписки.
 
Естественно, что глашатаи СНБО и их начальники понимают – попади «неугодный» журналист на брифинг высших особ, он тут же начнет задавать неудобные вопросы. Затем сверять и с официальными ответами. И если в официальных письмах чинуши стараются выверять каждую букву, то в ходе живого общения на публичных мероприятиях вечно ляпнут что-то невпопад.
 
Подобный казус с клерками СНБО уже случался. Например, бывший зам Богатыревой Борис Соболев в интервью корреспонденту «Багнета» (его удалось «выловить» вне крепких и надежных стен СНБО) признался, что фальшивые марки акцизного сбора (которых у него не могло быть по определению) ему передали из Службы внешней разведки. Одновременно с этим еще один ее зам - Степан Гавриш - на журналистский запрос в официальном письме ответил, что оглашенная Соболевым информация является гостайной.
 
При этом позже в официальном же ответе Службы внешней разведки выяснилось, что никаких фальшивых марок акцизного сбора спецслужба Соболеву не передавала. Вопрос о том, откуда они у него взялись, остается открытым. Может быть, их ему сами контрабандисты и передали? Такой, например, вопрос мне хотелось напрямую задать на пятничном брифинге Богатыревой или Гавришу (уже и неважно кого из них «выпустили» на лицезрение прессе).
 
А учитывая, что журнал «Наш Продукт» с подобными запросами уже обращался в СНБО, вполне, может статься, что Богдан была дана команда под любым предлогом не подпускать журналистов нашего издания к телу патронов.
 
Кстати, та же Богдан не пустила журналистов ряда изданий, в том числе меня, на брифинг уже упомянутого Соболева. На этом брифинге он в одностороннем порядке обвинил некоторых политиков и бизнесменов в криминале. За что на него был подан судебный иск. При этом Соболев не в состоянии подтвердить озвученную на том брифинге информацию.
 
Кстати, диктофонные записи приведенных выше бесед у меня имеются. Так что, уважаемые служащие Совнацбеза, до встречи в суде!
 
Продолжение следует.
 
Олег Руденко,
заместитель главного редактора журнала «Наш Продукт»
специально для «Багнета»