09:32 / 04.02.2011 Общество

«Санктум»: время отращивать жабры

Вчера, 3 февраля, состоялась мировая премьера нового фильма Джеймса Кэмерона

В далеком 1988 году руководитель команды пещерных дайверов Энди Уайт, проводя исследования заполненных водой подземных коридоров одной из самых протяженных подводных систем Австралии, оказался запертым в ловушке под землей. Он и еще 15 человек из его команды, метр за метром, час за часом искали другой выход из пещеры, не желая даже думать о том, что его попросту не существует. Спустя годы уже сценарист и документалист Энди Уайт рассказал о своем опасном приключении любителю интересных историй Джеймсу Кэмерону. Человеку, который знает: как попросить у киностудии 47 миллионов, а в итоге потратить 70, как уволить актера за самовольную отлучку в туалет и как, оставаясь глухим к бесконечным насмешкам, где «самый большой тормоз Голливуда» - наиболее мягкая из всех, оставаться одним из самых успешных режиссеров Фабрики Грез. Человеку, который еще спустя несколько лет, вооружившись самой современной кинотехникой и готовностью создать очередной шедевр, придумает свою историю и даст ей непонятное название - «Санктум».

Впрочем, «свою» звучит все же слишком громко. В создании очередной 3D-ленты, Джеймс не сидел в уютном кресле режиссера и не орал свое знаменитое «Самовольная отлучка в туалет карается незамедлительным увольнением!». Креслу главнокомандующего на съемочной площадке он предпочел скромное «продюсер и соавтор сценария» и совершенно нескромное «Джеймс Кэмерон. Создатель фильмов «Титаник» и «Аватар» большими буквами на афишах. И оказался как всегда прав, потому что уже сегодня, спустя сутки после мировой премьеры фильма народ идет не на «Санктум», а «на Джеймса Кэмерона». Человека, который знает как из истории о счастливом, просто таки чудесном спасении целой команды спелеологов-дайвингистов, застрявших где-то между жизнью и смертью, снять настоящую драму со слезами, кровью и шутками типа «Ты вроде бы в Мексике тонул?» - «Я? Нет. В Мексике я сифилис подхватил». Впрочем, до того как зритель окончательно поймет, что пришел не на боевик, и не на триллер, а на фильм-трагедию, Кэмерон успеет показать то, ради чего он и обратил внимание на историю Энди Уайта – на отношения людей в нечеловеческих, экстремальных условиях, где «паника – это стервятник, который сидит на плече».

Слово Sanctum в переводе с латыни означает «святая святых»

«Этот проект в первую очередь концентрируется на героях и переживаниях, –говорил в одном из интервью Кэмерон. - Я раньше не снимал подобные сюжеты, и поставил себе цель сделать чрезвычайно реалистичный триллер о том, что происходит с людьми в таких ситуациях. Мы исследуем идеи любви, смерти, личной жертвы, смелости и трусости - всех этих человеческих моментов».  

В итоге, человеческих моментов в «Санктуме» хоть отбавляй. Тут тебе и спокойное поедание пюре на фоне окоченевшего трупа, и истеричное «Решили приключений поискать? Вот и нашли!», и философское «Самое время отращивать жабры», и чуть раздражающее «Нет, папа, нет. Я тебя не брошу, я останусь здесь, с тобой». Временами даже кажется, что создатели фильма все же образумятся и перестанут так упорно и избавляться от своих героев, демонстрируя все новые и новые причины их гибели, а не просто упал-разбился/утонул. Но когда до титров остается еще минут двадцать, а на изможденных лицах дайверов наконец-то падает луч солнечного света, становится понятно, что ребятам еще придется побороться за жизнь, а зрителю попробовать угадать: кому все же суждено выбраться из этих бесконечных подземных лабиринтов. Если размышлять здраво, то никому – от всего, что происходит в течение многочасового поиска спасительного выхода из пещер, любой нормальный человек просто тронется умом и добровольно уйдет под воду. Но зритель не любит, когда трупов неоправданно много, и Кэмерон об этом знает.

Знает он и о том, что помимо обидного «самый большой тормоз Голливуда» за его спиной также звучит более лаконичное – «редкая скотина». За скупость, ненормированный рабочий график, и пересъемки одного и того же кадра по сто раз, за издевательства над актерами, грубость и нежелание никого слушать кроме себя. За невероятную способность создавать кинохиты, тратить десятки миллионов, а зарабатывать сотни. За то, что просто одна фраза на афише «Джеймс Кэмерон. Создатель фильмов «Титаник» и «Аватар» заставит людей купить билет на фильм с непонятным названием.

Марина Алексеева