19:10 / 26.01.2011 Общество

Погибшая Анна Яблонская: закономерности иллюзорны

Драматург и поэтесса из Одессы, погибшая в «Домодедово», предчувствовала недоброе, но строила большие планы

«Остановись, мгновенье – ты не то, что

прекрасно, но скорей – невыносимо

и потому прошу: остановись!»

   из поэзии Анны Яблонской

«Вижу, как ты сидишь на облачке и улыбаешься над всей нашей мышиной возней. Теперь ты ангелочек, будешь хранить нас - суетливых, ищущих и не находящих», - вот одна из тысячи записей, обращенных к Анне Яблонской после ее смерти 24 января. Анна – единственная украинка, погибшая из-за теракта в «Домодедово». Она летела в Москву, чтобы получить премию «Личное дело–2010» от журнала «Искусство кино». Награды была удостоена новая пьеса Яблонской «Язычники».

 Напомним, сразу после теракта МИД не располагал информацией о гибели украинских граждан, однако в интернете уже сообщалось: «Муж позвонил на Анечкин мобильный, который не отвечал, - и ему ответил фсб-шник, стоящий рядом с ее телом. И сказал, что Ани нет».  

29-летняя Анна Машутина (Яблонская – псевдоним – ред.) была не только драматургом, автором более десятка произведений для сцены, но и поэтом, прозаиком, журналистом.   Талантливым, светлым человеком, и главное – мамой и женой. У нее осталась трехлетняя дочка Маша…

«Мне кажется у меня осталось очень мало времени», - такую запись в своем ЖЖ сделала Анна почти за месяц до смерти – 21 декабря. А в канун Нового года она размышляла: «В будущем году хочу осуществить в своем театре большую массовую постановку на определенную тему с определенными аллюзиями из русской классики. В общем, давайте выпьем за то, чтобы уверить людей, что я «покаялся» перед смертью»…

Мистика, совпадение – теперь не имеет значения. Ведь, как говорит героиня одного из очерков Яблонской   «Жизнь остановилась. Роман тоже. В самом начале. Я бы сказала: на пороге». Хотя и за свою короткую, несправедливо рано прервавшуюся жизнь, Анна успела сделать немало, о чем свидетельствуют многочисленные награды и постановка пьес далеко за пределами родной Одессы. Например, когда ей было лишь 24, она стала лауреатом международных конкурсов «Премьера.txt» и «Евразия», дипломантом конкурса драматургии «Свободный театр». Свои и стихи и прозу публиковала в «ОМК», «Октябре», «Прологе»…


Кстати, Анна боялась летать, о чем часто, словно предостерегая себя саму, писала в Сети: «Жизнь моя так все устраивает, что приходится не только мириться со своими фобиями, но и постоянно смотреть им в лицо. Завтра утром - самолет. Я бы даже сказала - два самолета…» или «В ресторане в Борисполе за час до вылета в Одессу съела тарелку малосольной селедки и разные квашеные соленья. В самолете очень боялась и много пила».

А вот последнее стихотворение Ани, опубликованное в ЖЖ за три дня до смерти:

Дождь и другие явления химии и природы

Смотришь на эти вещи и думаешь что все изменится

Надеешься, что дождь воздействует как перекись водорода -

Дождем заливаешь рану и ждешь когда рана вспенится

Каких-нибудь знаков требуешь от дерева и небосвода

Считаешь количество кошек, исчезнувших в подворотне

Крики кукушек и чаек, ждешь у моря погоды

Решаешь что наверное - завтра, если уж не сегодня

Бухгалтерия погрязла в хаосе, грусти, противоречиях

Одни и те же приметы всегда означают разное

Закономерности иллюзорны. Дождь идет бесконечно.

Скоро какой-нибудь праздник. Праздники надо праздновать.    

Редакция «Багнета» выражает соболезнования всем близким Анны Яблонской, а также почитателям ее таланта