Портрет Анхеля Фернандеса де Сото кисти Пикасо выставят на аукцион
Christie’s объявил о намерении выставить на вечерние торги, которые пройдут в Лондоне 23 июня 2010 года, «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото (Любитель абсента)» 1903 года
Написанный в 1903 году самым влиятельным художником XX века, «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» относится к, пожалуй, самому знаменитому - «голубому» - периоду в творчестве Пикассо. Полотно оценивается в 30–40 миллионов фунтов стерлингов. Выручку от его продажи организаторы аукциона направят в фонд Эндрю Ллойда Уэббера - благотворительную организацию, созданную известным композитором в 1992 году, для популяризации искусства и культурного наследия Великобритании.
«Мы с гордостью представляем шедевр кисти Пикассо - «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», который будет выставлен на аукцион в июне от имени фонда Эндрю Ллойда Уэббера. Это одна из самых важных работ, которые в последнее время появлялись на рынке, и возможность приобрести это выдающееся произведение искусства XX века, безусловно, вызовет огромный интерес со стороны коллекционеров и культурных организаций со всего мира. Важно отметить, что средства, вырученные в ходе этих исторически значимых торгов, будут направлены на благотворительность в сфере искусства и культурного наследия Великобритании», - расскассказал корреспонденту «Багнета» президент отделений Christie’s в Европе, России и на Среднем Востоке Йохан Пулкканен.
Полотно уже выставлялось на торги Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 2006 года, но было снято с аукциона по просьбе продавца после 11-часового спора по поводу прав собственности, возникшего из-за аспектов продажи картины в 1930-х годах. Спор уладили, и теперь, когда у третьей стороны нет никаких притязаний на данную картину, права на продажу полотна целиком принадлежат Фонду.
Портрет приобретен фондом Эндрю Ллойда Уэббера на аукционе в Нью-Йорке в мае 1995 года за $29.2 миллиона из коллекции семьи Стралем на средства, пожертвованные Фонду Лордом Ллойдом Уэббером. С тех пор спрос на работы Пикассо на арт-рынке значительно вырос. Более 10 работ художника продано по ценам, превышающим данную сумму, включая три картины, которые ушли с молотка более чем за $50 миллионов.
В 2004 году полотно «Мальчик с трубкой», относящееся к «розовому периоду» творчества Пикассо, и написанное всего лишь два года спустя «Портрета Анхеля Фернандеса де Сото», было продано на аукционе за сумму свыше $100 миллионов.
По словам Пулкканена, рынок искусства существенно изменился с тех пор, как Сэр Эндрю Ллойд Уэббер приобрел полотно в 1995 году.
«Коллекционеры все больше сосредоточили свой интерес на канонических произведениях высокого, музейного качества, и, как мы наблюдали в прошлом году во время торгов, на которые выставлялась художественная коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, существует большой спрос на работы художников-модернистов XX века. Картины, относящиеся к «голубому периоду» Пикассо и написанные, когда художнику было чуть больше 20 лет, подготовили почву для великих модернистских течений XX столетия. Поэтому это полотно будет пользоваться огромным интересом и сможет обрести свое место в любой важной музейной или частной коллекции. Во время лондонских торгов в июне этот прославленный шедевр «голубого периода» Пикассо, безусловно, привлечет к себе значительное внимание», - объяснил президент отделений Christie’s в Европе, России и на Среднем Востоке
Когда-то Пикассо говорил, что его произведения автобиографичны, но ни одно из них не служит этому факту более ярким доказательством, чем «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», который прекрасно иллюстрирует наивысшую точку мастерства художника, которой тот достиг во время «голубого периода», и наиболее полно отражает аспекты его личной жизни, а также дает понятие о круге его друзей.
Портрет, на котором Анхель де Сото курит трубку, дым от которой струится в воздухе, сидя за столом с бокалом абсента, олицетворяет всю эстетику «голубого периода», выраженную рельефными и, в то же время, небрежными, закрученными мазками, напоминающими манеру Эль Греко, подчеркивает виртуозную технику Пикассо.
Пикассо познакомился с Анхелем де Сото в 1899 году в знаменитом кафе «Четыре кота» (Els 4 Gats), где собирались художники в конце XIX - начале XX веков. Эта встреча заставила Пикассо вернуться к образу светского льва, и пара стала неразлучными щеголями: имея только одну пару перчаток на двоих, каждый одевал по одной на руку, пряча другую руку в карман.
Пикассо привязался к Анхелю - художнику, весельчаку и прожигателю жизни, который был больше расположен к выпивке и гулянкам, нежели к искусству. Эти же увлечения разделял и Пикассо. В итоге Анхель все-таки успел послужить искусству прежде, чем погиб в ходе Испанской Гражданской войны. Период юности двух друзей увековечен в ряде полотен Пикассо, на которых запечатлены их выходки в барах и борделях Барселоны. Эти полотна сейчас находятся в Музее Пикассо в Барселоне.
Эта склонность к веселью до зари, столь сильно отвлекавшая Пикассо и даже вынудившая его переехать в другую студию, сдержанно, но при этом отчетливо показана на этой вдумчивой работе. Анхель изображен с бокалом абсента - «зеленой феей», которой увлекалось множество известных творческих умов начала XX века, среди которых кумир Пикассо - Анри де Тулуз-Лотрек. А также такие художники и писатели, как Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Поль Верлен.
Этот скандальный напиток, знаменитый своими галлюциногенными свойствами и страхами, вызываемыми из-за привыкания, был сюжетом полотна Эдгара Дега «Абсент», первым полотном импрессионистов, проданным на Christie’s. Картина, которая ушла «с молотка» в 1895 году за
Абсент многие считали источником вдохновения, он постоянно присутствовал в творчестве Пикассо: от «Любителя абсента» 1901 года - полотна, которое сейчас находится в Государственном музее «Эрмитаж», и до скульптуры 1914 года «Бокал абсента», входящей в экспозицию Центра Жоржа Помпиду в Париже.
Анхель де Сото и Пикассо дважды делили студию в Барселоне, второй раз - во время поездки в 1903 году, когда и был создан данный портрет. Эту же студию на улице Риера де Сан Хуан Пикассо прежде делил со своим другом - молодым художником Карлосом Касагемасом, чье самоубийство послужило отправной точкой «голубого периода» в творчестве Пикассо.
Вновь оказавшись в 1903 году в знакомой среде и в окружении своих друзей, Пикассо совершенствовал эстетику «голубого периода», достигающей своей кульминации в таких работах как «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», который представил революционное, субъективно психологическое мироощущение художника. Множество масляных полотен, на которых изображены друзья Пикассо во время его пребывания в Барселоне, находятся в музейных коллекциях: «Портрет Себастьяна Жунента» - в музее Пикассо в Барселоне, полотно «Себастьян Жунер-Видал и женщина в кафе» - в Окружном музее Лос-Анджелеса, «Портрет синьоры Солер» - в Баварском государственном картинном собрании в Мюнхене, «Портрет Бенета Солера» - в Государственном Музее «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, «Семья Солер» - в музее изящных искусств в Льеже.