17:45 / 02.07.2008 Шоу-биз

Олег Скрипка:«Культурный человек сегодня не смотрит телевизор…»

Корреспондент «Багнета» поговорил с популярным артистом о «Країні Мрій», о группе «ВВ», о низком уровне украинского телевидения и даже о политике...

21 - 22 июня в Киеве прошел пятый этнофестиваль «Країна Мрій». Спустя несколько дней корреспондент «Багнета» встретилась с организатором феста Олегом Скрипкой. Мы поговорили о «Країні Мрій», о «ВВ», о низком уровне  украинского телевидения и даже о политике...

 

«Первый раз надел вышиванку в Японии на матче сборной Украины»

 

- Чем отличалась эта «Країна Мрій» от предыдущих?

- Мне очень понравилось, что много людей пришли в этнической одежде, причем не в одинаковых синтетических сорочках, а в очень интересных, дорогих, аутентичных нарядах. Кстати, мы впервые объявили конкурс на лучшую вышиванку.

 

«Країна Мрій» отличается от других музыкальных фестивалей тем, что её участники не известны широкому кругу людей. Но за годы проведения появилось доверие к фестивалю. То есть, даже читая накануне афишу, где нет ни одного известного исполнителя, люди знают, что кого попало мы не привезем.

 

Пригласили в этом году команду «Карпатт» из Франции. В группе три человека. Перед отъездом в Украину у них заболел гитарист. Мы думали, что будет полный провал. Но они вдвоем так выступили, что публика была просто в экстазе. Хотя не все было гладко. Музыкант, играющий в «Карпатт» на контрабасе, - левша. С контрабасом в самолет не пускают, а в багаже инструменты часто ломаются. К примеру, сейчас на «Країну Мрій» «не доехало» два аккордеона. Так вот, оказалось, в Украине нет ни одного контрабаса под левую руку. Мы специально для выступления «Карпат» изготовили такой инструмент.

 

- Как возникла идея создать «Країну Мрій», «Вечорниці»? Почему именно этно-формат?

- Все произошло естественным образом. Сначала начал делать «Вечорниці», тогда даже не задумывался над фестивалем. Когда стал общаться с артистами, которые очень интересно и профессионально возрождают аутентичный фольклор, понял, что мы ничего не слышим из их работ! Существует информационный голод на этот культурный продукт. Информации о такой музыке просто нет. В конце концов, наши «Вечорниці» и фестиваль стали тем проводником, через который этот «ток» дошел до людей. Сейчас уже мы видим, какая большая тяга у украинцев к этой культуре. Они изголодались по хорошей настоящей музыке.

 

- Те 30 тысяч зрителей, которые были на «Країні Мрій», очевидно, ранее были не знакомы с музыкой, которую вы представили на фесте. Также мы не видели такого количества людей в вышиванках…

- Люди были потенциально готовы к этому. Ведь не мы же заставили их надеть вышиванки. Просто у них появилась хорошая возможность это сделать.

 

- А когда вы первый раз надели вышиванку?

- В Японии, когда там играла сборная Украины по футболу. Меня пригласили исполнить Гимн. Перед отъездом я пошел в магазин «Сувениры» и купил там вышиванку. Сейчас у меня их четыре, три вышиты белым по белому. Они мне нравятся тем, что их можно одеть и на сцену, и под костюм. Белая вышивка более сдержанная, «шляхетна».

 

- Почему телевидение не показывает «Країну Мрій»?

- Этот вопрос не ко мне. Но если вас интересует мое мнение по этому вопросу, оно таково: жаба, например, видит только движущиеся предметы, собаки не видят цвета. То есть, я считаю, что для телевидения «Країна Мрій» - «занадто вишукана подія», это не их формат. Их формат – Поплавский, максимум - «Таврийские игры». В Украине нет телеканала, который дотягивает до уровня нашего фестиваля. Сделать прямую трансляцию «Країни Мрій» – серьезная работа. Ведь коллективы выступают живьем. Это же не «фанера», которая будет хорошо звучать, с подтанцовочкой, лазерами и прочими спецэффектами… Конечно, можно занести на телеканал чемодан денег, и они покажут фестиваль «Країна Мрій». Этот факт тоже говорит об их уровне: они ждут этот чемодан, и показывают только тех, кто его принес. К сожалению, приносят зачастую не те, кто прилагает к чемодану денег качественный продукт.

 

«После института я собрал первый в Советском Союзе прибор спутниковой навигации»

 

- Почему радиоинженер Олег Скрипка стал артистом?

- После института я собрал первый в Советском Союзе прибор спутниковой навигации. То есть, я родоначальник спутниковой навигации в СССР (смеется). Этот прибор был засекречен. Сейчас такой прибор свободно продается за 150 долларов, и мои секретные разработки уже никому не нужны. Если серьезно, я думаю, что как артист я лучше, чем радиоинженер, на которого учился 6 лет в КПИ.

 

- Вы отмечали 20-летие «ВВ» целый год. Говорили, что сами точно не знаете даты создания группы: весной познакомились, осенью сыграли первый концерт… Ваше раннее творчество многие ассоциируют с песней «Танцы». А какая композиция была самой первой, помните?

- Одна из первых – «Пісенька». «Він ішов вулицею села…», - напевает Олег. Последний альбом «Були деньки» начинается именно с этой песни. Сняли на неё клип. Поехали в село Полтавской области Гильци. Развесили там афиши, сделали концерт возле того клуба, о котором поем в «Танцях», возле того ставка, где «ловили коропів». Сняли концерт на видео, потом смонтировали клип.

 

- Вы можете сравнить впечатления от концертов двадцатилетней давности и от нынешних. Как изменились вы и как изменилась ваша публика?

- Последний концерт на «Країні Мрій» я играл без «ВВ», в сопровождении большого оркестра. Огромное количество людей на Спивочем поле пели вместе со мной. Был такой роскошный экстаз, мощный, как Днепр за моей спиной. А первые концерты – как взрыв Чернобыльской станции. «Взрывы» происходили в залах ДК «Большевик», «Укркабель». Несмотря на то, что в зал помещалось 150 – 200 человек, энергетика была сумасшедшая. Рвались струны, вырубалось электричество, ломалась аппаратура. Появлялся ОМОН, всех бил. В общем, ни один концерт не удавалось доиграть без эксцессов. Проблемы были если не с властями и администрацией, то с аппаратурой.

 

- Какую музыку будет играть Олег Скрипка в возрасте Пола МакКартни?

- Дай Бог дожить до его возраста. Чтоб иметь такое здоровье и такой внешний вид в его возрасте, надо завести свою ферму, правильно питаться. Мы же живем в других условиях. У нас не получится выпустить раз в десять лет альбом, чтобы потом на тебя «работали» авторские права. Не думаю, что я буду так выглядеть в его годы(не знаю, как будет выглядеть Олег в 60, но сейчас он выглядит просто отлично: короткая стрижка ему очень идет, а неимоверный огонь и внутренняя сила, которые видны в его в глазах, просто завораживают. С ним хочется общаться вечность. – Авт.). Пол МакКартни – идеальный случай самореализации личности. Человек прожил очень счастливую, красивую творческую жизнь.

 

У «ВВ» были периоды, когда мы отказывались петь, например, «Весну» или «Танцы» (публика постоянно требовала хиты, а мы хотели представить новые песни). Пол МакКартни и сейчас пишет новые песни, выпускает альбомы. Но он настолько мудрый, не конъюнктурный человек, понимает, что публика хочет слушать «Let it be» или «Hey, Joe». Он мастерски, очень высококачественно, с любовью делает свое дело.

 

- Кстати, интересно, артисты почти каждый день дают концерты, на которых поют одни и те же песни на протяжении многих лет. Не надоедает?

- Есть феномен японского театра «Но», где веками играют одну пьесу. В пьесе нельзя менять ни текст, ни мизансцены, ни костюмы. Красота как раз в том, как актер исполняет классическую роль. Но классическое одинаковое исполнение ты каждый раз  должен насыщать энергией.

 

Да на всевозможных днях города мы поем самые известные композиции. А во время  юбилейного тура  пели и новые, и очень старые песни (некоторые из них в новых аранжировках). Меня удивила публика в США: наши заокеанские поклонники настолько хорошо знают творчество «ВВ», что просили спеть песни, которые мы очень редко исполняем. Также мне нравится работать в украинских и московских клубах, туда приходит публика, которая хорошо знает все песни. Можно импровизировать, кого-то из зрителей вытащить на сцену, и спеть вместе с ним.

 

Знаете, как коню надо постоянно бегать, так артисту надо постоянно играть. Если мы не играем, душа превращается в болото. Выходить на сцену необходимо, как воздух. Наибольшее счастье для человека – решить какую-либо проблему, и почувствовать эту радость, когда все идет, как по маслу. Так и мы счастливы, когда решаем творческие задачи. Если  что-то не получалось, и вот получилось (наконец-то акустическая гитара зазвучала, наконец, этот пассаж удался) - а-а, это кайф.

 

«Был поражен хамством судей на «Танцах со звездами»

 

- Почему вы отказались от звания заслуженного артиста?

-  Не хочу стоять в одном ряду с Басковыми и Могилевскими. Считаю, идея дать мне «заслуженного» – все равно, что смешать меня с грязью.

 

- Вы часто критикуете украинское телевидение. Почему тогда согласились принимать участие в проекте «Танцы со звездами»?

- Приходится искать некий баланс, ведь артисту необходимо выходить на публику. Мне была интересна такая самореализация. Слава Богу, что не переоценил свои возможности.

 

Но в какой-то момент пожалел, что согласился на эту затею. На «Танцах» было много неприятных моментов. Именно на этом шоу осуществили первую попытку украсть голоса при голосовании с помощью SMS. На «Танцах» отработали  технологию. Потом то же самое повторилось на «Великих украинцах» и на «Евровидении». Также было неприятно, когда судьи буквально «вытирали ноги» об меня. Их хамское поведение меня удивило. Но к нашему телевидению тяжело предъявлять претензии, потому, что его уровень ниже плинтуса. У меня претензии к «Би-Би-Си»: продав лицензию, они не проконтролировали качество. Та же история повторилась на «Великих украинцах».

 

- А можно как-то доказать подтасовку голосов?

- Думаю, да. Ведь всё фиксируется. Можно и в суд подать. Только не в украинский. Но это стоит много денег. Если у кого-то есть лишних 200 – 300 тысяч долларов, то может попытаться. Я уверен, что дело реально выиграть, и привлечь нечестных собственников телеканалов к ответственности. Я вообще хотел бы посмотреть этим людям в глаза, и чтобы они посмотрели в глаза телезрителям. Хочу, чтобы они ответили за то дерьмо, которым пичкают население с экранов. Один из них привез в Украину Пола МакКартни. Молодец. А что он сделал с двумя поколениями молодых людей «танцующими трусами» на его телеканалах? То, что показывают на украинских музыкальных каналах, нужно просто запретить. Культурный человек сегодня не смотрит телевизор. Ему нечего там смотреть. Думаю, владельцам телеканалов есть над чем задуматься.

 

Анна Полегенько