«Газпром» хочет устроить Украине «замануху»?
Эксперты рассказали «Багнету», что в сложившейся непростой ситуации наша страна имеет лишь два варианта для развития собственной ГТС: или брать кредиты, или идти в консорциум
23 марта в Москве, в здании ОАО «Газпром», начались украинско-российские переговоры по газовым вопросам. Как ранее писал «Багнет», украинскую делегацию представляют министр топлива и энергетики Юрий Бойко и председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Евгений Бакулин, российскую - председатель «Газпрома» Алексей Миллер.
Тем временем отечественные эксперты начали серьезно анализировать интересы западных и восточных партнеров Украины. Несмотря на желание правительства Николая Азарова наконец-то найти приемлемый формат сотрудничества с российскими партнерами, эксперт по энергетическим программам Центра им. А. Разумкова Владимир Омельченко и экс-уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский доказывают, что Украине не надо сейчас создавать газотранспортный консорциум с «Газпромом».
«Если речь идет о передаче в концессию украинской газотранспортной системы, то Украине придется делить с россиянами свои скудные прибыли от транспортировки газа. Это – порядка $1 миллиарда чистой прибыли в год», - говорит Соколовский.
К тому же, Украине уже сейчас нужно начинать модернизацию своей газотранспортной системы.
«За последние годы Украина сделала много для того, чтобы доказать конкурентоспособность своей ГТС. 2009 год доказал, что украинская газотранспортная система находится в нормальном техническом состоянии, но ее нужно модернизировать – например, провести замену компрессоров. Но сотрудничество с Россией сейчас могло бы быть только на равноправных условиях, приемлемых для Украины», - подчеркивает бывший сотрудник Секретариата Президента Богдан Соколовский.
Эксперт предлагает брать кредиты у Всемирного банка, Европейского банка и ЕБРР на реконструкцию газотранспортной системы страны. На уточняющий вопрос корреспондента «Багнета», не грозят ли Украине западные кредиты кабалой, ведь украинцам нечем будет отдавать одолженные деньги, и тоже придется идти на политические и экономические уступки (возможно, также в ущерб национальным интересам), Соколовский ответил: «Украина могла бы одолжить $2-3 миллиарда – это были бы самые дешевые деньги. Украинский проект модернизации ГТС может быть реализован частями: возьмем деньги на реконструкцию компрессорной станции, линейной части, механики, на установление счетчиков на востоке Украине, чтобы перекрыть черный бизнес на газовом рынке нашей страны».
Говоря о приемлемом сотрудничестве с «Газпромом», Соколовский говорит, что оно должно быть равноправным, и начинаться со справедливых цен на газ для Украины.
По данным эксперта по энергетическим программам Центра им. А. Разумкова Владимира Омельченко, наименьшую цену за газ в Европе имеет Белоруссия – порядка $160 за тысячу кубометров.
«А средняя цена за газ в европейских странах составляет $220-230. Это должен быть украинский, европейский путь. Да, Украине нужны равноправные контракты с Россией, и цена в $220-230 – это было бы равноправное сотрудничество. А все теперешние предложения России о сотрудничестве – это замануха для Украины. Нашу страну хотят заманить в зону своих интересов», - говорит эксперт.
По его подсчетам, за 2009 год Украина «дотировала» «Газпром» (за счет завышенных цен на газ – Ред.) на $1,5 миллиарда. В тоже время, по словам экспертов, только 1,5% от всей прибыли НАК «Нафтогаза» в год идет на модернизацию газотранспортной системы Украины, и этого, естественно, недостаточно.
Говоря о рисках, эксперты напоминают, что на данный момент Россия строит газопроводы в обход Украины – это Северный и Южный потоки.
Однако Богдан Соколовский высказывает сомнение, что РФ удастся полностью заполнить Северный поток собственным газом: «Например, разработка того же Штокмановского газового месторождения потребует от россиян немалых капиталовложений».
По его мнению, Северный поток не является конкурентным для нашей страны, и можно предложить сотрудничество Украины и России по управлению этим газопроводом.
«Например, можно сформировать консорциум нескольких государств для управления газовыми потоками Северного потока, для доставления газа от буровой до потребителя», - считает Богдан Соколовский.
В то же время, он отмечает, что проект другого газопровода - Южного потока – является прямым конкурентом украинских маршрутов, потому что в этом случае предполагается транспортировка голубого топлива из азиатских стран.
Характеризуя Северный и Южный потоки, эксперт Владимир Омельченко связал его с предложениями россиян о создании газового консорциума с Украиной: «Украинское правительство высказало идею о том, что передача украинской ГТС в концессию – это возможность создать хорошие предусловия для Украины, что даст возможность уменьшить себестоимость украинского газа, обеспечит стабильность поставок и транзита газа на досрочный период. Но эти надежды являются призрачными. Россия не будет идти на уступки своим интересам ради каких-то украинских идей. Когда будет достроен Северный поток, Россия может уменьшить количество транзитного газа через Украину и Белоруссию. Что касается Южного потока, то финны и шведы уже дали ему зеленый свет».
Эксперт считает, что Россия сейчас стремится стать центром перераспределения всех газовых потоков на евроазиатском пространстве.
«Сейчас «Газпром» много внимания уделяет строительству ГТС, и мало – разработке месторождений. В итоге может так случиться, что Северный поток заберет газ у украинской и белорусской газотранспортных систем. Я считаю, что Украине не надо соглашаться на концессию, потому что «Газпром» – это монополия по добыче, распределению и транспортировке газа, и действия «Газпрома» не полностью согласовываются с газовыми директивами ЕС», - отмечает Омельченко.
Вместе с тем, оба эксперта высказываются за увеличение Украиной добычи собственного газа. Как отмечает Богдан Соколовский, Украина сейчас добывает 20 миллиардов кубометров газа, «но просто в Украине работают темные схемы, которые не дают направлять деньги на модернизацию ГТС и добывать больше». Газ дорожает во всем мире, а посему Соколовский предлагает постепенно подвышать цены на природный газ для населения и вкладывать деньги в развитие.
Его коллега Владимир Омельченко объясняет: проблема в том, что отечественный газ залегает на больших глубинах – более 3 километров, и для Украины его добывать дорого. К тому же, у нашей страны есть шельф Черного моря, который исследован лишь на 4%. Там также есть возможность разрабатывать свои, украинские месторождения, но и это стоит недешево.
«$50 миллионов - стоимость одной скважины в Черном море. Украине сложно найти такие деньги», - говорит Омельченко.
Однако действительно ли у Украины, для модернизации своей ГТС есть только два варианта: или консорциум с Россией, или зарубежные кредиты? Оказывается, возможен и третий вариант. Многие эксперты в газовой сфере не на диктофон признаются «Багнету», что самая большая проблема – это теневой газовый бизнес, который не позволяет зарабатывать государству. Если бы эти схемы удалось разрушить, Украина могла бы не просить в долг у Европы и не преклоняться перед россиянами. Например, по данным различных экспертов, в Украине только за последний год было добыто на 8 миллиардов кубометров газа больше, чем записано в отчетах.
«И этот газ пошел, как проплаченный россиянам, по их высоким ценам. Россияне вместе с Киевом поделили эти деньги. То есть, россияне условно пишут, что они поставляют нам 80 миллиардов (кубометров газа – Ред.) за такой-то период, а на самом деле – 72 миллиарда. Потому что 8 добывалось тайно из украинских месторождениях. Схема такова, что нам выставили счета на 80 миллиардов, мы их спокойно проплатили через банк, а за 8 миллиардов потом расплачиваются с должностями лицами Украины черным налом», - рассказал информированный источник «Багнету».
Вместе с тем, по словам источника, побороть эти коррупционные схемы сейчас практически невозможно.





Мир «Лавров заявил, как Украина может получить полномочия для подписания мирных соглашений»
Происшествия «Штурмові підрозділи Сил оборони заблокували росіян у Гуляйполі та зачищають місто, – 1ОШП»
Происшествия «СБС нанесли удар по Донецкому аэропорту, где оккупанты хранили свои дроны»
Мир «Росія розглядає припинення війни "в контексті досягнення власних цілей", – Пєсков»
Происшествия «Оновлено правила відстрочок і бронювань від мобілізації»
Мир «Наразі немає ознак підготовки РФ до нападу на країни НАТО, – розвідка Естонії»