08:30 / 30.07.2008 Политика

Вот вам и «Юлин день»

Пока высшая власть пытается улучшить «подмоченный» имидж посредством PR на потопе в Западной части страны, экономика державы стремительно приближается к краху

Даже потоп в Западной Украине в зеркале отечественных СМИ пестреет не осмыслением произошедшего, а «портретами» первых лиц государства, соревнующихся в политической трескотне и личном PR. Премьер в зоне бедствия проводит совещания, чем, очевидно, немало отвлекает местных хозяйственников от насущных проблем. Президент, покрасовавшись перед телекамерами по колено в воде и сделав призывные пасы руками: «Мы должны объединиться!», укатил в отпуск на закрытую крымскую дачу. Народ же, знай себе, просушивается, кого затопило и машет на всех на них рукой – до кого потом не дошел. Отпускной сезон все-таки. Тут, как говорится, война войной, а обед по распорядку. Словом, обычная «хохляцкая» действительность. И все же во всей этой то знойной, то дождливой суматохе есть нечто нетипичное, что должно было бы насторожить нашу расчетливую, в общем-то, нацию.

 

Уже даже мужчины, захаживающие в магазины раз в год по обещанию жене, и те заметили, что меняется выкладка товаров на полках продуктовых супермаркетов. Все больше импорта, все меньше отечественных, куда более качественных, зачастую, продуктов. Более того, с полок супермаркетов то и дело пропадают то крупы, то сливочное, то растительное масло. День- два и все появляется вновь. Но уже импортного производства. Примечательно, что «провалы» по отдельным товарным позициям уже общая эпидемия для всех торговых сетей, а не частные ошибки отдельно взятого товароведа в отдельно взятой торговой точке. К чему это частное наблюдение? Да к тому, что крах отечественной экономики не за горами.

 

Что, чье и по чем мы едим

 

Данные Госкомстата и те свидетельствуют, что даже торговля, из покон веков являвшаяся основным двигателем украинского экономического роста, и та замедлила темпы развития. За июнь замедление темпов роста составило 1%. Чепуха? Не совсем. Симптоматично, что снижение темпов товарооборота зафиксировано в оптовой торговле. Розница по- прежнему прирастает процентов на 30. Но! Этот рост обеспечивает «пересічний українець», тратящий социальные надбавки. Сам по себе этот гражданин никогда не был, в полном смысле слова, производителем добавленной стоимости. А значит, его потребительское поведение отнюдь не показательно. Показательно, что оптовики стали «жилить» копейку и снижают товарные запасы на складах. Они, вопреки заявлениям правительства, отчетливо понимают, что потребительский бум вот- вот иссякнет. Инфляция замедляет темпы покупательной способности населения, а оптовики, просчитав ситуацию, не хотят рисковать деньгами и не намерены их «морозить» в невостребованных товарных массах. Вот вам, бабушка, и Юлин день.

 

Индексы потребительских настроений (причем, рассчитанные разными компаниями - GfK Ukraine и Международным центром перспективных исследований) упали, что называется, ниже плинтуса. Тут, так сказать, ВТО «заколбасило» Украину. Импорт вырос в 1,5 раза. А внутреннее производство тех же продуктов питания упало. На 30%, по сравнению с прошлым годом, снизилось в Украине производство свинины. На столько же упали объемы производства и говядины. А ведь инфляция и рост цен могли бы сыграть на руку отечественным производителям! Но куда там. Их положило на лопатки собственное правительство. Вот к, примеру, ситуация в масложировой отрасли. Фортели в отношении квотирования экспорта подсолнечного масла приходили в голову еще прежнему «серому кардиналу» отечественной экономики – господину Азарову. Но его удержали от подобных глупостей. В полной мере это реализовало правительство Тимошенко. У этих «тормозов нет». И что же? От квотирования экспорта готовой продукции украинских масложировых заводов правительство таки отказалось (только в прошлом месяце), но было уже поздно. Многие из них остановились. Реагируя на повышенный спрос на мировых рынках (а значит и на подорожание сырья), масложировые предприятия Украины подняли внутренние цены и увеличили экспорт. Правительство стало «не пущать» масложировиков. Те свернули производство. В итоге, украинцы кушают таки дорогое масло, но теперь оно еще и импортное. «Сливки снимают» зарубежные производители.

 

Нелюбовь правительства Тимошенко ко всем естественным (то бишь, рыночным: за счет спроса и предложения) методам регулирования экономики, в буквальном смысле истребляет сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли. При снижении производства свинины и говядины (о чем было сказано выше), у нас стремительно снизилось и поголовье скота: свиней стало меньше более чем на 20%, крупного рогатого скота почти что на 11%. На очереди поголовье пернатых – Тимошенко взялась за борьбу со «спекулянтами» и собирается произвести ряд интервенций посредством выброса на рынок дешевой импортной курятины. К чему это приведет? Да к тому, что дешевая курятина из-за рубежа быстро закончится (как и социальные «подъемные» гроши в карманах пролетариата), а отечественная птицеводческая индустрия умрет к тому времени сама собой.

 

Мы мрём!

 

Впрочем, что толку горевать о скотине, которая у нас переводится. Нас самих, украинцев, становится все меньше и меньше. За 14 лет нас стало меньше на 5 млн. человек. Парадокс: финансирование бюджетной медицины увеличивается, а численность населения сокращается. Смертность кардинально не уменьшается. Зато кардинально сокращается рождаемость! Чтобы нация имела способность к репродуцированию, каждые 10 женщин должны рожать 22 ребенка. А у нас рожают только 13. Добавим к этому еще и такой факт: от 2,5 до 5 млн. украинцев (по статистике разных организаций) «батрачат» за рубежом. А это, как раз, то население, которое пребывает в детородном возрасте. Только в этом году, под эгидой «самого эффективного» правительства закрыто 150 сельских школ. При такой динамике, что толку от увеличения бюджетного финансирования образования и медицины – на местах, зачастую, некого учить и некого лечить. Значит, под фанфары об увеличении финансирования этих отраслей, бюджетные деньги просто- напросто разворовываются?

 

К чему все это приведет и чем сердце «утешится»

 

Речь о «человеческом факторе», применительно к экономике зашла не зря. Эксперты уже хором трубят, что правительство избрало неверные ориентиры. Вместо того, чтобы направлять бюджетные вливания в карманы потребителей, вместо того, чтобы взвинчивать социальные выплаты, следовало бы тратить деньги исключительно на воспроизводство: на переоснащение промышленности, на увеличение производительности труда, на общеобразовательные программы по экологии, энергосбережению, наконец. Этим летом мы «допрыгались» до того, что стоимость товаров и услуг произведенных страной в июне составила всего 81,3 млрд. грн. – на 0,2 млрд. грн. меньше, чем в мае (81,5 млрд. грн., соответственно). А ведь половину мая страна не работала, отмечая затяжные майские праздники. Говорят, что такой провал ВВП наблюдался разве что в начале 90-ых.

 

Следовательно, Украина упорно и неотвратимо движется к экономическому краху. В этом году, о чем можно судить по истекшему полугодию, объем кредитных вливаний в экономику страны едва достигнет 40%, а в прошлом этот показатель был не ниже 74%! И это тоже следствие государственной политики – правительство и Нацбанк с одной стороны провоцируют инфляцию, а с другой – перекрывают кислород банкам, ужесточая условия кредитования под предлогом борьбы с инфляцией. Но хватит, впрочем, о Тимошенко. Коль зашла речь о банковской системе, надо помянуть кого- нибудь из когорты наших отъявленных банкиров- финансистов. Этим летом порадовал поистине неуемной детской наивностью Арсений Яценюк, причисливший себя, очевидно, к выдающимся финансистам. Он издал книгу, где живописал свой финансовый подвиг, когда во время оранжевой революции, находясь на посту в Нацбанке, спас страну от дефолта. Обнять и плакать. Ай да Арсений. Знаете, кто по Яценюку, в тяжелую годину испытаний виноват в расшатывании потребительских, инфляционных и прочих нехороших экономических ожиданиях? Пресса! Мол, пишут тут журналисты полоумные, а он, Арсений, потом «расхлебывай». Так что кого сей опус слегка испугал – спешу утешить: Арсений всех спасет. Ведь о зеркале, на которое нечего пенять, тоже некий писатель-журналист писал. Козьма Прутков Арсению не товарищ.