12:40 / 18.03.2010 Политика

Украина способна создать систему безопасности круче, чем НАТО

Для этого России и Украины достаточно объединить усилия в оборонной сфере

При Президенте Викторе Януковиче Украина не станет членом Европейского Союза. Нынешний глава государства может сделать многое для увеличения «еврошансов» (если захочет), но раньше чем через 10 лет о членстве нашей страны в ЕС серьезно говорить не будут. А дольше сидеть в самом высоком государственном кресле не позволяет Конституция. Европарламент разрешил Украине стучать в дверь, но не обещал ее открывать, не подумав. Слова Виктора Януковича о том, что сначала нужно создать европейские условия внутри страны, были неоднократно продублированы в различных вариантах, как представителями Администрации Президента, так и народными депутатами от Партии Регионов. В то же время, курировать направление евроинтеграции будет премьер-министр Николай Азаров. Об этом он заявил лично во время недавней встречи с главой представительства ЕС в Украине Жозе Мануэлем Пинту Тейшейрой, и очертил рамки приоритетных направлений экономического сотрудничества. 

В Администрации Президента, в Кабинете Министров и в Партии Регионов заверяют, и пока не дали повода обвинить себя во лжи, что глава государства и премьер-министр – одна команда. Соответственно, известно кто в этой команде лидер. Так же как и понятно, что второй человек во власти (по крайней мере, формально) – это глава правительства. Именно ему и достался второй по значимости вектор внешней политики государства. А вот отношения с Россией будет оздоровлять Виктор Янукович. Он 5 марта пригласил Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Киев, а уже 17 глава российского МИДа Сергей Лавров заявил: «Мы были бы рады подписать договор по СНВ между РФ и США в Киеве».

Распределение ролей в процессе параллельной интеграции и на восток, и на запад, планы по обновлению договора СНВ свидетельствует о том, что тема вступления Украины в НАТО на сегодняшний день не актуальна. Об этом говорит и то, что Министром бороны был назначен Михаил Ежель, а не Александр Кузьмук, как ожидалось. Именно последнего в армии вспомнят, как сторонника интеграции в евро-атлантический альянс.

Новая оборонная стратегия Украины не может не радовать Москву, считающую расширение НАТО прямой угрозой безопасности России. Но РФ не только пассивно оценивает внешние угрозы, а и выстраивает собственную систему безопасности. Почти два года назад, 5 июня 2008 года Президент России выступил с инициативой о разработке Договора о европейской безопасности.

«Речь идет о юридическом обязательстве, в соответствии с которым ни одно государство и ни одна международная организация в Евро-Атлантике не могут укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран и организаций», - сообщает сайт главы российского государства.

А 16 марта нынешнего года Посол РФ в Боснии и Герцеговине Александр Боцан-Харченко заявил в Сараево, что Москва будет уважать любое решение властей Боснии и Герцеговины по вопросу о присоединении к НАТО, однако считает, что расширение Североатлантического альянса не способствует укреплению стабильности в отличие от нового Договора о европейской безопасности.

В Боснии и Герцеговине, как и в Украине, среди населения нет единодушного неприятия или одобрения идеи интеграции в НАТО. Впрочем, по оценкам экспертов, ПДЧ может быть предоставлено Боснии и Герцеговине уже в этом году. Таким образом, страна станет официальным кандидатом в члены НАТО. Но это не мешает России предлагать этой стране подписание Договора о европейской безопасности. Ведь, документ не запрещает участникам присоединяться, к каким бы то ни было союзам. В то же время, он обязывает их учитывать оборонные интересы других партнеров по договору. В НАТО же, как известно решения принимаются путем достижения консенсуса, то есть каждый член альянса имеет, практически, право вето.

Вполне логичным продолжением реализации оборонной стратегии России, стало бы и предложение Украине рассмотреть возможность подписания Договора о европейской безопасности. Причем, никто не может помешать Москве, провести причинно-следственную связь между этим вопросом и обновлением договора по СНВ. А желание новой украинской власти играть собственную игру в системе европейской безопасности, зафиксированное парламентским большинством в коалиционном соглашении в виде декларации внеблокового статуса Украины, вполне способно приблизить во времени положительный ответ на предложение России.

Новые договорные российско-украинские отношения в оборонной сфере заметно облегчили бы попытки РФ создать (или восстановить) пояс безопасности, состоящий из бывших советских республик, и отгораживающий ее от Запада. В этой связи, стоит упомянуть о том, что 9 мая 2001 года в праздновании 65-летия победы в Великой Отечественной войне в Москве примет участие президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. Говорить об участи этой прибалтийской республики в создании нового вектора безопасности сегодня рано, но потепление российско-эстонских отношений налицо. Пять лет назад эстонский президент Арнольд Рюйтель отказался от поездки в Москву. Кто знает, как изменятся подходы прибалтов к оборонной стратеги, если в новой системе безопасности будут принимать участие другие члены НАТО, которым вскоре может стать Босния и Герцеговина, а когда-нибудь, возможно, и Украина. Ведь ставки делаются на десятки лет. Тем более что проект Договора о европейской безопасности «руководствуется принципами, содержащимися в уставе ООН», не всегда почитаемыми североатлантическим альянсом, и не предполагает создания политического, или военно-политического блока.

Реализация такого сценария изменила бы сегодняшние геополитические акценты, привела бы к пресловутой многополярности. Украина, имея шанс стоять у истоков перераспределения европейских и мировых балансов, могла бы получить свои выгоды и заговорить на международной арене громче. И если у новой украинской власти хватит решительности пойти таким путем, то, возможно, в мире возникнет система безопасности более надежная, чем НАТО.

Дмитрий Баркар

ТЭГИ: