10:22 / 17.05.2015 Политика

Только лично жертва репрессий будет иметь право закрыть доступ к своим секретным документам - закон

В законе "О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов" предусмотрено единственное исключение для такового доступа.

Об этом в комментарии для Цензор.НЕТ рассказал председатель Института национальной памяти Владимир Вятрович. "Единственный пункт ограничения доступа к документам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов касается воли жертв коммунистических репрессий. Если человек был преследуем, осужден и знает, что в архиве есть его дело, ход следствия, и этот человек считает, что это дело не должно быть открыто, оно может быть закрыто на 25 лет. Ведь людей "ломали" во время допросов и человек мог говорить, что угодно, в том числе оговаривать себя и других, и даже стать причиной чьей-то смерти. Ни у кого другого, кроме жертв политических репрессий, нет такого права. Сотрудничавшие с советскими органами, агенты, работники органов такого права не имеют и информация о них самих должна быть открыта", - сообщает Вятрович.

"Все документы, бывшие ранее единым архивным массивом, созданным репрессивными органами коммунистического тоталитарного режима, должны быть возвращены в создаваемый Архив Института Национальной памяти. В этом вопросе мы брали пример с Польши. Начальным этапом такой работы будет определение объема материала. Если объем материала архивов СБУ более-менее известен, так как они наиболее открыты сейчас, то, например, об объемах отраслевых архивов МВД, службы Внешней разведки, Минобороны, ГПУ у нас значительно меньше информации", - говорит историк. После определения общей массы документов можно будет говорить о помещении Единого архива, а также о каких-либо сроках окончания этой работы.

"Еще одним политическим следствием этого закона и отрытия архивов станет "декагэбизация" современных спецслужб и правоохранительных органов. Ведь даже храня эти архивы, они исполняют не подобающую им функцию и как бы наследуют преемственность от советских карательных органов", - считает ученый.