12:35 / 26.03.2015 Политика

Нынешнее правительство – самое коррупционное в истории Украины - Шуфрич

Политики, пришедшие к власти, не должны были паниковать. Паникерам нечего делать при власти.

В эксклюзивном интервью интернет-изданию Багнет народный депутат Украины представитель «Оппозиционного блока» Нестор Шуфрич рассказал о своем видении причин  аннексии Крыма, военного  конфликта на Донбассе, экономического кризиса и путях урегулирования ситуации.

 

- Нестор Иванович, прошел год после Революции достоинства. Как Вы думаете, почему не оправдались ожидания людей, которые стояли на Майдане?

 

- Наверное, история повторяется. Когда меня в феврале 2005 сразу же после назначения Тимошенко премьер-министром попросили дать оценку ее правительству, я тогда сказал: самое лучшее в этом правительстве - это его руководитель, но проработать оно сможет максимум полгода. И, насколько я помню, 9 сентября 2005 года вследствие постоянных конфликтов внутри оранжевой власти Кабмин Тимошенко отправили в отставку.

Я все больше убеждаюсь, что эти люди просто не способны провести изменения. Во-первых, потому что они сами являются составляющей коррупции в нашей стране. И это не только сейчас, так было всегда. Кроме того, они в силу несостоятельности были отстранены от власти президентом Кучмой. Ирония судьбы в том, что сегодня они вновь оказались при власти от разных субъектов политического процесса. И в итоге за год мы видим тотальное падение практически по всем показателям, кроме одного – роста коррупции.

 

- Вы упомянули о коррупции. Но в Украине она была при всех режимах и приняла угрожающие для страны масштабы уже достаточно давно.

 

- Конечно же, коррупция существует не только в Украине, это явление есть во всех странах мира. Бороться с ним нужно эффективно. У нас же, к сожалению, ничего для этого не делается. Вряд ли кто-то поверит, что министры, имеющие официальный доход в несколько сотен долларов в месяц, могут жить на такую зарплату. Это самый простой и очевидный пример того, что нынешнее правительство является самым коррупционным в истории нашей страны.

Кстати, недавно был опубликован рейтинг, в котором Украина по показателю экономических свобод занимает предпоследнее место в мире где-то на уровне африканских стран. При всех предыдущих властях этот показатель был намного выше. По социальным показателям мы тоже очень сильно опустились… Так, например, все социальные показатели (минимальная зарплата, минимальная пенсия) у нас даже ниже, чем в африканских государствах. Я это говорю отнюдь не из-за неуважения к африканским странам, - не я придумал так называемый третий мир - а для того, чтобы мы помнили, что у нас было, и к чему мы пришли.

 

- Но ведь многие проблемы связаны с военными действиями в восточных регионах...

 

- Давайте разберемся, кто за это несет ответственность. Год назад, когда эта компания пришла к власти, кстати, весьма специфическим путем, я выступал с трибуны парламента и сказал: вы теперь власть, на вас ответственность перед народом. Так будьте же властью, а не ораторами на Майдане. Вспомните, к чему привели провокационные заявления о Черноморском флоте, отмене закона о языках, угрозы прихода на Донбасс и в Крым со своими порядками и т.п.

Для чего это нужно было? Ведь если вы стали властью, то нужно понимать, что вы руководите страной Украиной. А это не только Киев и правобережная часть, есть и вторая половина, где другой менталитет и другие традиции, которые нужно уважать. Жители восточных регионов ждали внимания и уважения. Они Януковича также не любили, как и вся страна. Но они были возмущены, каким способом произошла смена власти, и имели на это право.

 

- Прошел год, как произошла аннексия Крыма. Возможен ли был, на ваш взгляд, другой сценарий даже в обстановке тотальной растерянности и паники?

 

- Конечно, возможен. Политики, пришедшие к власти, не должны были паниковать. Паникерам нечего делать при власти. В первые часы конфликт можно было погасить. Сил было достаточно в самом Крыму.

 

- Это было реально?

 

- Вполне реально. Был еще один вариант. Более эффективный. Это диалог со взбунтовавшимся регионом. И такие попытки были. Но новая власть опять повела себя очень своеобразно. Как только начались переговоры, в которых я принимал участие, были выданы ордера на арест Константинова и Аксенова. Возникает вопрос: как можно вести переговоры, о чем-то договариваться, если на людей, с которыми мы договариваемся, выписываются ордера на арест? Думаю, не сложно предугадать развитие событий после этого. Я лично встречался с Константиновым и Аксеновым ночью 28 февраля. Об этой встрече знал Турчинов. Предварительно мы договорились, что будут внесены изменения в Конституцию Украины с учетом интересов крымчан. Это было пятница, а на понедельник мы договорились о создании межпарламентской группы Украина - Крым. Но кто-то додумался выписать ордер на арест этих людей. Это нормально?

 

- Это могла быть провокация?

 

- Со стороны кого, украинской власти? Но ведь Генеральная прокуратура, которая направила представление в Печерский районный суд, не могла действовать без согласования с высшим руководством страны. Кому-то в украинской власти очень захотелось показать силу. Позднее, в конце июня прошлого года, была аналогичная ситуация в Донецке, когда мы в составе контактной группы вели переговоры с лидерами ЛНР и ДНР. И снова во время переговоров поступает информация о том, что подготовлены ордера на арест участников переговоров. Адекватность таких решений вызывает большие сомнения и наводит на мысль, что кому-то это было очень нужно.

 

- Насколько реально вернуть АР Крым с помощью инструментов Гаагского суда?

 

- Для того, чтобы говорить об этом говорить мы должны, как минимум, ратифицировать Римский устав. Я за то, чтобы Украину посетили прокуроры Гаагского трибунала. Только я боюсь, когда они сюда приедут, то у них возникнут вопросы не только относительно Крыма. Меня удивляет, почему власть уже год уклоняется своего прямого обязательства согласно Договора об ассоциации с ЕС относительно имплементации Римского устава и распространении юрисдикции Гаагского суда на территорию Украины. Я в очередной раз задаю вопрос, который уже стал риторическим: кто расстрелял людей на Майдане, почему до сих пор эти преступления не раскрыты?

 

- Актуальный вопрос, учитывая, что с момента тех трагических событий прошел год…

 

- Я инициировал создание следственной комиссии, предложил кандидатуру генерал-полковника, в прошлом председателя Военной коллегии ВСУ, члена Конституционного суда Василия Нимченко на пост председателя, как человека очень опытного и авторитетного. Я не претендую на участие в работе комиссии. В каждой фракции достаточно профессионалов, занимающих в прошлом высокие должности в МВД, СБУ, прокуратуре. Но я хочу узнать правду, чтобы люди, от звезд,  на погонах которых может померкнуть в глазах, дали ответы на вопросы, волнующих сегодня общество: кто убил людей на Майдане, кто убил людей в Одессе, по чьей вине погибли мирные граждане во время войны на Донбассе?

 

- А что создание комиссии блокируется?

 

- По непонятным причинам не дают своих кандидатов именно представители коалиции.

 

- Странно, ведь именно они должны быть в этом в первую очередь заинтересованы…

 

- Как минимум, странно, а моя оценка - преступно. Меня возмущает, что от наших граждан скрывается правда. Власть сегодня боится правды больше, чем Янукович, и это уже однозначно. И обратите внимание, ЕС снял санкции с бывшего главы СБУ Александра Якименко, который был одним из главных подозреваемых. Таким образом, в причастности людей Януковича к расстрелам на Майдане уже сомневаются даже в Европе.

 

- Что касается резонансных уголовных дел, которые привели к ряду самоубийств представителей Партии регионов. Не является ли это попыткой власти найти виновных?

 

- Вспомните, что говорили римские диктаторы: хлеба и зрелищ. Хлеба дать не смогли, со зрелищами тоже как-то не получается. Что касается наших погибших товарищей, я разделяю скорбь с их родными и близкими. И я уверен, что прийдет время, когда мы дадим ответ на этот вопрос.

 

- Как Вы относитесь к версиии о доведении до самоубийства Михаила Чечетова, поскольку он мог быть серьезным свидетелем?

- Вы можете себе представить, чтобы с людьми, которые находятся под тотальным контролем власти, за которыми ежеминутно следят, мог кто-то общаться? Это абсурд.

 

- Давайте поговорим об экономике. В чем, на Ваш взгляд, причина беспрецедентного экономического кризиса и обвала гривны?

 

- Я думаю это связано с попыткой власти взять под контроль основные секторы экономики, которая живет по своим законам. Как только кто-то пытается в эти законы вмешиваться, естественно, возникает реакция.

Безусловно, влияет война. В то же время, это очень удобная отговорка для власти. И в этом аспекте мне понятна цель военной пропаганды и военной риторики. Действительно, идет серьезное противостояние на Востоке. Но давайте вспомним, противостояние, которое было в марте, апреле, мае и даже июне прошлого года, но оно отличалось от того, которое наступило в июле, августе и сентябре… Насколько я помню, на момент перемирия в конце июня были единичные случаи гибели военнослужащих и, к сожалению, инцидент с вертолетом, сбитым под Славянском. Подчеркиваю – единичные случаи.

Обращение Президента Петра Порошенко 30 июня о прекращении перемирия и переходе в активное наступление стало началом фазы масштабных военных действий. И, хочу напомнить, курс доллара тогда был на уровне 9, 5 гривен.

Дальнейшие действия по эскалации конфликта привели к уничтожению инфраструктуры на Донбассе, 30-типроцентному падению промышленного производства, 7-мипроцентному падению ВВП и, как следствие, – обвалу гривны. Я еще тогда говорил: если мы не остановимся, соотношение доллара к гривне будет 1: 16. В сентябре прогнозировал – 1:25. Помню, Олег Ляшко тогда мне оппонировал, что выше 17 курс не поднимется. Сегодня, по оценкам экспертов, реальное соотношение гривна – доллар составляет 1:42.

 

- Насколько эффективна, по Вашему мнению, политика укрепления курса с помощью кредитов МВФ?

 

- В данной ситуации – это временная, но единственная мера. Нужно признать, что сегодня обязательства государства по внешним долгам равны объему ВВП. Если при Януковиче при всех его недостатках это соотношение было 40 процентов, то сегодня - 100 %.

 

- Можно ли в нынешней ситуации реализовать реформы, о которых заявляет правительство? Есть ли у "Оппозиционного блока" свое видение выхода из кризиса?

 

- Конечно. Во-первых, нужно полностью либерализировать  экономику. То есть надо дать возможность людям проявлять предпринимательскую инициативу путем снижения налогового давления и расширения базы налогообложения. Для этого уменьшить налоги на прибыль, на доходы физических лиц, НДС. Это даст возможность расширить базу налогообложения и станет стимулом для развития экономики.

Правительство должно выбрать приоритетные направления развития национальной экономики, которые получат государственную поддержку.

Надо решить, на что мы ориентируемся: на внутреннего потребителя или экспорт. Или же найти жесткий баланс между этими составляющими. Война не может помешать это сделать. Даже в условиях военного противостояния нам оказывают финансовую помощь, и это надо ценить. В Украину готовы инвестировать, несмотря на все риски. Эффективная налоговая и кредитная политика даст возможность развиваться экономике даже в нынешних тяжелых условиях.

 

Елена Котляр,

Ольга Байсарова