19:12 / 11.01.2013 Политика

«Комитетчики»: как Верховная Рада ушла из зала в комитеты

В новом парламенте комитеты приступили к рассмотрению законопроектов

Новый парламент работает уже месяц как, а комитеты только сейчас собрались на первые заседания. Однако же календарный план уже принят, и план работы нардепов стал очевиден на ближайшие полгода. Всего в нынешнем парламенте 30 комитетов - больше, чем когда-либо. В их работе принимают участие практически все, кроме нескольких нардепов. Среди «прогульщиков» - спикер, вице-спикер и второй вице-спикер. Самый большой комитет  - бюджетный, численность его членов - 36. В работе комитета по вопросам аграрной политики, а также в «налоговом» комитете работают 29 и 26 нардепов соответственно. Самый же маленький комитет - по вопросам ветеранов, пенсионеров и инвалидов, членами которого являются лишь 7 нардепов. По сравнению с комитетом по вопросам бюджета, это - очень малое число. Это прозрачно намекает нам на то, в каких сферах лежат интересы народных депутатов. В среднем же большинство комитетов насчитывает 10-16 человек, которые представляют все политические силы. Некоторые комитеты «успели» на данный момент провести уже даже по два заседания и приступить к работе над некоторыми законопроектами, некоторые же комитеты еще недостаточно «раззнакомились», чтобы вести работу. Мы решили выяснить, что же думают сами нардепы друг о друге и о том, как им нравиться работать в комитетах Рады нового созыва.

Так, ранее мы уже сообщали о том, что оппозиция и провластная коалиция поделили парламентские комитеты мирно. Еще до Нового года, кстати. Тем не менее оппозиционеры остались недовольны тем, что ни один из «ключевых» комитетов, в том числе бюджетный, не был им передан.

«Бюджетный комитет дает возможность оппозиции контролировать правительство!», - отмечает Александр Бригинец, который заявил, что оппозиция сама «сдала» ключевые комитеты едва ли не без боя, и он не голосовал за постановление о комитетах. По мнению Бригинца, теперь же контролировать распределение финансовых потоков властью практически нереально. Отдельно оппозиционер недоволен присутствием тушек Табаловых в комитетах парламента.

С Бригинцом согласен и его однопартиец Сергей Пашинский.

«Когда ПР была в оппозиции, мы отдали им ключевые комитеты, чтобы они могли контролировать работу правительства. Мы теперь же пробовали отстаивать комитеты, выходили из согласительного совета, но те просто стояли на том, что у них большинство и все», - отметил Пашинский, добавив, что в комитетах оппозиция, тем не менее, работать с властью будет  - не предавать же теперь интересы своих избирателей... Более того, Сергей Пашинский предположил, что, возможно, оппозиция и большинство будут голосовать вместе за те или иные законопроекты, которые будут однозначно выгодны стране, а не той или иной политической силе.

Впрочем, сами представители партии власти считают такое распределение комитетов нормальным. Так, Александр Стоян полагает, что если бюджетный комитет отдать оппозиции, то правительство реально потеряет поддержку большинства, которое это правительство и утвердило. И в ПР, надо признать, по своему правы - без контрольных комитетов выполнять свои предвыборные обещания практически невозможно. 

Показательно, что все, опрошенные Центром структурной политологии «Выбор» нардепы признали, что составом комитетов довольны, и даже более того - вне зависимости от наличия тех или иных представителей политических сил члены комитетов готовы работать вместе в интересах плодотворного законотворчества.

«Комитет нормальный получился, и довольно работоспособный. Люди знают, что хотят делать. Единственное, что нам надо будет до конца увидеть - это совместное наше видение стратегической перспективы», - отметил экс-министр Регионстроя и ЖКХ «регионал» Анатолий Близнюк, который сейчас работает в комитете по вопросам государственного строительства и самоуправления.

Правда, Близнюк отметил, что комитет должен еще определиться со структурой своей работы.

«Либо мы будем работать только лишь над теми бумагами, которые к нам приходят как поручения, переименовать, например, село, или же территорию узаконить... Либо же, кроме этой работы (от нее, надо сказать, никуда не денешься) должны определить, что мы имеем, какую законодательную базу вообще, какие она дает возможности для развития общин и страны в целом, и что надо менять. С какими законодательными инициативами выходить и каких экспертов привлекать», - сказал экс-министр. 

Вторит своему однопартийцу и замглавы комитета по законодательному обеспечению деятельности правоохранительных органов «регионал» Владимир Олийнык.

«Скажу прямо  - договорились сразу - политику за пределы комитета! Юристы, субъект, объект, только закон! И в принципе, все сказали «да»», - отметил нардеп.

Народный депутат от Объединенной оппозиции Татьяна Донец довольна составом комитета по вопросам здравоохранения.

«Она не первый год этим делом занимается... Она - специалист в этом деле», - похвалила молодой нардеп руководителя комитета по вопросам здравоохранения Татьяну Бахтееву.

Единственный неприятный фактор, по мнению Донец, это расположение комитета, который находиться в здании ЦИКа.

«Сейчас впечатление такое, что все заинтересованы в том, чтобы подавать законопроекты. Среди нардепов - большая инициатива, никто не хочет отсиживаться. Этот парламент будет работать положительно и очень продуктивно. Мы на заседании нашего комитета будем рассматривать вопросы участия в подкомитетах...», - отметил «ударовец» Руслан Сольвар, который является первым заместителем главы комитета по вопросам транспорта. Возглавил же комитет экс-вице-премьер Борис Колесников, который, как отметил нардеп, не волнуется по поводу того, что «выпал» из правительства.

«Я хочу сказать, что настроение у него (Колесникова, - авт.) прекрасное... Он не расстроен, настроен на продуктивную работу. Нас тоже настраивает на продуктивную работу. Я не видел у него ноток грусти», - отметил Сольвар.

«В работе комитетов есть две составляющие. Первое - много профессионалов, которые отлично разбираются в темах, за которые отвечают. Но все это множиться на ноль в связи с отсутствием политической воли...», - отметил однопартиец Сольвара, секретарь комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Каплин.

Заместитель главы комитета по вопросам свободы слова и информации «свободовец» Игорь Мирошниченко отметил, что и в его комитете все вроде бы подружились и готовы работать вместе, несмотря на порой противоположные идеологические позиции

Таким образом можно сделать вывод, что как только дело касается работы в помещениях, где нет фото- и телекамер, нардепы, пусть даже из противоположных лагерей, внезапно примиряются и работают бок-о-бок. Что является истинным показателем эффективности работы парламента. По крайней мере, пока, в самом начале, нардепы как «комитетчики» оказались намного консолидированнее вокруг своей миссии, нежели их «двойники»-«заседатели». Будем надеяться, что прагматичность и вытекающий отсюда компромисс станут знаковым отличием этого созыва от предыдущего... 

Сергей Костеж,

Центр структурной политологии «Выбор», специально для «Багнета»